14.10.2025
«Вы молодая, родите другого ребенка!». Потеряв одного из близнецов, ростовчанка помогает второму бороться с тяжелой болезнью
В Ростове во время родов женщина потеряла одного из близнецов. Оплакав потерю, мама посвятила себя выжившему малышу, который вот уже...

В Ростове во время родов женщина потеряла одного из близнецов. Оплакав потерю, мама посвятила себя выжившему малышу, который вот уже 11 лет борется с ДЦП.
УЗНАЛА, ЧТО БУДЕТ ДВОЙНЯ
Надежда Караваева всегда любила детей, во многом поэтому и выбрала профессию учителя начальных классов.
- Еще до свадьбы с мужем мечтали о троих детях. Думали, как было бы здорово стать родителями близнецов, - вспоминает Надежда.
Когда ростовчанка узнала, что беременна, радости ее не было предела. Единственное, что омрачало ожидание малыша, - сильный токсикоз.
- Я совершенно не могла есть! Даже зайти на кухню не получалось - от запаха готовящихся блюд меня начинало мутить. Пришлось лечь в больницу. Там на УЗИ я впервые и узнала, что у нас будет двойня.
Супруги погрузились в приятные хлопоты: выбирали будущим малышам имена, присматривали для них сдвоенную коляску...
Примерно на 28-й неделе беременности врач в женской консультации посоветовала будущей маме лечь в больницу: «Ничего критичного, но с двойней лучше быть начеку».
ПЕРВЫЙ МАЛЫШ НЕ ЗАКРИЧАЛ
Ростовчанку госпитализировали вовремя: роды начались раньше срока.
- Меня положили под капельницу. Родильный зал заполонили люди в белых халатах. Я не знала, кто все эти специалисты.
Первый малыш родился в 8.20, и врачи сразу унесли его в соседнее помещение.
- Что случилось? Почему он молчит? - забеспокоилась Надежда.
- Сейчас все будет нормально, - ответил доктор.
Спустя пять минут на свет появился второй мальчик и в отличие от братика сразу закричал.
Медсестры отвезли Надежду в палату и дали телефон: «Звони родным, скажи, что родила».
Именно от супруга женщина и узнала страшную новость: ему первому врач сообщил о трагедии.
- Родная, ты только держись. Один малыш умер, но второй жив и здоров, - сказал муж в трубку.
УПАЛА В ОБМОРОК
Позже врач спросил у Надежды, будет ли семья хоронить младенца сама или доверит погребение персоналу больницы.
- Конечно, мы сказали, что сами проводим его в последний путь.
Похороны организовывали мама и муж Надежды. Саму ее медики на кладбище не пустили из-за плохого самочувствия. Накануне ростовчанка пошла проведать выжившего сына в реанимацию и упала в обморок. Сказались духота, ожидание своей очереди, нервное истощение...
После выписки Надя первым дело попросила супруга: «Отвези меня на кладбище». Первоначально родители хотели назвать сына Романом, но потом решили выбрать другое - по Святцам. Малыша нарекли Георгием, а в надгробной надписи использовали ласковое: «Жорик Караваев».
«РОДИТЕ СЕБЕ ДРУГОГО»
Родители постоянно навещали второго мальчика в больнице. Первое время он находился на ИВЛ.
- Состояние сына вроде бы улучшилось, но когда его отключили от аппарата, произошло внутримозговое кровоизлияние. После этого ему снова пришлось дышать с помощью медоборудования. Одна женщина-врач даже предложила мне: «Вы молодая, здоровая, родите себе другого ребенка, а этого оставьте».
Но Надежда даже мысли такой не допускала. Артема выписали спустя 20 дней после рождения. К тому времени его вес увеличился почти до трех килограммов. Надежда была рада, что сын, наконец, дома, но в то же время поражалась, как много вокруг бестактных людей.
- Когда я гуляла с сыном в коляске, знакомые спрашивали: «Где же второй?», «Ты же ждала двойню?», «Как так получилось?».
От пережитого горя у женщины стало пропадать грудное молоко, и трехмесячного малыша пришлось переводить на искусственную смесь.
«СРАЗУ ВИДНО, ЧТО ЭТО ДЦП»
- Сын сразу стал наблюдаться у невролога и проходить различные обследования. Он был слабеньким, но врачи говорили: «Ничего страшного, к году догонит сверстников».
Однако этого не произошло. В годик Артем не сидел, не ползал, не стоял, в то время как ровесники уверенно делали первые шаги.
- Мы показали сына другому неврологу, и он сказал: «Сразу видно, что это ДЦП».
Оправившись от потрясения, Надежда стала искать информацию о заболевании в Интернете, на родительских форумах. Она хваталась за любую возможность помочь своему мальчику, будь то войта-терапия, ЛФК, массаж, кинезиотерапия...
- Мы ездили в разные реабилитационные центры. Врачи излучали оптимизм и давали хорошие прогнозы. Например, массажистка говорила про сына: «Еще немножечко - и он сядет». Но улучшений не было, только деньги на ветер.
Когда Артему было три года, родители нашли в Ростове специалиста, владеющего современными методиками реабилитации.
- Она сказала, что ничего не обещает, а для восстановления сына потребуется много сил и времени. После занятий с ней сынок впервые встал на четвереньки и пополз. Потом поднялся на коленки и впервые принял вертикальное положение. Мы поняли, что нашли своего специалиста!
ЧЕРЕДА ОПЕРАЦИЙ
Родители стали водить Артема к чудо-доктору и выполнять ее рекомендации дома. Со временем мальчик начал вставать на ножки, но не мог до конца выпрямить колени. Во время обследования выяснилось, что у него подвывихи тазобедренных суставов.
С пяти лет у мальчика началась череда операций. Всего их было четыре, включая исправление вальгусной деформации стопы. Операция, гипс, реабилитация, снова операция и так по кругу.
Сейчас понадобилась пятая, чтобы избавить Артема от контрактуры коленных суставов. Есть шанс, что после этой операции он сможет самостоятельно ходить. Сейчас мальчик передвигается в инвалидной коляске. Там, где нет пандуса, Надежда носит 35-килограммого сына на руках.
Артем официально находится на домашнем обучении, но Надежда посчитала, что для сына будет лучше посещать школу. Она привозит его на занятия, где он встречается с учителями и общается с другими детьми.
- Поскольку у сына проблемы с руками, он выполняет задания не письменно, а на планшете. В остальном Артем очень общительный и любознательный. Любит художественную прозу, энциклопедии, шахматы. Хорошо учится.
ВАЖНЫЙ РАЗГОВОР
Конечно, смышленый мальчик задавался вопросом: «Почему он не такой как все?». Мама объясняла, что детки бывают разные, но если постараться, то со временем он тоже сможет ходить.
Кроме разговоров о болезни, у матери с сыном была и другая важная беседа. Надежда долго думала, как рассказать Артему о Жорике. Она понимала, что сделать это нужно, но не могла выбрать подходящий момент. И случай подвернулся.
- В семь лет Артем стал просить братика или сестричку. Тогда-то я и рассказала, что у него был близнец. Позже мы вместе приезжали на кладбище к Жорику. Сын выбирал, что привезти брату: игрушку, конфетку, альбом с карандашами.
Надежда говорит, что умерший сын часто ей снится - таким же маленьким, каким он родился. Иногда она возит его вместе с Артемом в двойной коляске. А бывает, ищет пеленочку, чтобы закутать и согреть.
- Каждый раз во сне я пытаюсь взять сына на руки, но каждый раз какая-то невидимая сила не дает мне этого сделать...
ВАЖНО!
После операции Артему понадобятся две пары ортопедических аппаратов, которые будут удерживать его ножки в нужном положении. Их изготавливают на кубанском предприятии. Родители подсчитали, что изделия обойдутся им в 262 тысячи рублей. Желающие помочь семье могут связаться с ними через редакцию «Комсомольской правды». Пишите нам на номер: 8-909-409-00-00. Мы расскажем, как это сделать.