21.03.2025
В Ростове провели сложную операцию 16-летнему школьнику с глубокой впадиной на теле
Врачи Областной детской клинической больницы исправили 16-летнему школьнику сложную деформацию грудной клетки: с одной стороны она была словно вдавлена внутрь....


Врачи Областной детской клинической больницы исправили 16-летнему школьнику сложную деформацию грудной клетки: с одной стороны она была словно вдавлена внутрь. Жить с таким недугом можно, ведь он не смертелен. Вот только для подростков — это не жизнь, а мучение.
Юноше потребовалась торакопластика. Это сложная многочасовая операция, во время которой хирург рассекает хрящи и кости, удаляет лишнюю ткань и собирает грудную клетку заново, словно скульптор. За дело взялись хирурги ОДКБ Виктор Шамик и Илимдар Биналиев.
«ГРУДЬ САПОЖНИКА»
Хирург Виктор Шамик оперирует таких пациентов больше тридцати лет. Среди них был 16-летний Вячеслав с глубокой впадиной на теле. Про такую говорят «грудь сапожника».
- Сын даже мог засунуть в нее небольшую чашку, стакан. Этот «фокус» он проделывал, чтобы удивить младшую сестренку, - говорила мама мальчика.
В подростковом возрасте впалая грудь парнишки стала заметнее. Он мучился одышкой, да и сердце работало неважно. О спортивных секциях и даже школьных уроках физкультуры пришлось забыть. Вернуться к нормальной жизни помогла лишь торакопластика.
У другого школьника была «воронка» в груди глубиной 7 сантиметров. Оперировать его было опасно из-за проблем со свертываемостью крови. Но школьник умолял хирурга избавить его от уродливой «ямы» в теле. Говорил, что при таком недуге жизнь ему не мила.
Виктор Борисович понял, как велики страдания подростка, и пошел на риск.
Сначала мальчику назначили лекарственные препараты для улучшения свертывания крови. Во время и после операции ему провели переливание плазмы. К счастью, все прошло хорошо и все вздохнули свободно: и медики, и юный пациент, и его семья.
ПЕРЕОДЕВАЛСЯ ПОД ПАРТОЙ
У другого пациента грудина и ребра выступали вперед, образуя два «горба». Такая патология называется килевидной деформацией грудной клетки. Мама показывала мальчика врачам районной поликлиники, но они успокаивали: «Ничего страшного, живут и с таким!» К тому же выступы на груди были небольшими, а у мальчика имелись и другие проблемы со здоровьем. Например, сильная близорукость, которая требовала постоянного лечения.
Когда Илье исполнилось двенадцать лет, хрящи и кости стали выпирать сильнее. В школе ребята спрашивали: «Что это у тебя торчит?» А учительница подумала однажды, что мальчик спрятал под майкой фотоаппарат...
- Обидно, когда ты не такой, как все, - жаловался мальчик маме.
Он изо всех сил пытался сделать «горбы» не такими заметными: качал грудные мышцы, занимался плаванием но... Ничего не помогало! Дошло до того, что подросток стал переодеваться на физкультуру под партой и стеснялся появляться на пляже. А мама подбирала для него одежду, которая хоть как-то скрывала дефект...
Чтобы не доводить дело до глубокой депрессии, женщина привела сына на прием к хирургу-ортопеду.
КУЛЬТ КРАСИВОГО ТЕЛА
- Воронкообразные и килевидные деформации грудной клетки считаются врожденной аномалией развития. Она заметна уже в младенческом возрасте, но чаще всего проявляется во время полового созревания. Эта патология опасна тем, что может нарушить работу сердца и легких, - говорит доктор медицинских наук, профессор кафедры детской хирургии и ортопедии РостГМУ Виктор Шамик.
Раньше людей с таким диагнозом оперировали только в случае угрозы для здоровья. Считалось, что сам по себе физический недостаток это не повод выполнять торакопластику. Сейчас врачи заботятся и о самочувствии, и о внешности пациента.
Сегодня в обществе царит культ красивого тела, который еще больше вгоняет в тоску молодых людей с деформацией грудной клетки. Многие стараются избавиться от нее с помощью физических упражнений, массажа, но это не помогает. Путь один — хирургический.
- Действовать приходится очень осторожно: рядом крупные сосуды, сердце, легкие... После хирургического вмешательства удерживать грудину и ребра в правильном положении помогает металлическая конструкция. В зависимости от возраста человек должен проходить с ней от года до пяти лет.
Интересно, что после операции многим пациентам не терпится увидеть нового себя. Как только они приходят в себя после наркоза, то сразу просят сфотографировать грудную клетку на телефон.
БОЛЬШЕ НОРМЫ
Ростовский хирург исправляет и тяжелые аномалии кисти, например, когда ребенок рождается с лишними пальчиками. В медицине это называется полидактилией. Однажды Виктору Борисовичу пришлось оперировать мальчика, у которого на одной кисти было восемь пальцев. При полидактилии дополнительные пальцы могут быть как действующими, так и недоразвитыми. Единственный способ убрать их - хирургическое вмешательство. Большинство родителей хотят избавить своих детей от дефекта в раннем возрасте.
Лишние пальцы удаляют хирургически с использованием кожной, сухожильной или костной пластики. Делать это лучше в возрасте до года или двух лет.
Ростовские ортопеды избавляют детей и от такой аномалии как синдактилия - сращение пальцев. Они могут соединяться между собой кожей или костями. Во время операции пальцы разделяют и закрывают образовавшийся дефект кожей пациента.
Бывает, что к врачу приходят подростки со срощенными пальцами на ногах. В детстве родители не тревожились по поводу этой особенности - все равно в обуви не видно. Но, вырастая, сыновья и дочери начинали комплексовать. Особенно девочки - ну как идти на пляж или в бассейн с такой стопой? А ведь психологических страданий можно было избежать еще в раннем возрасте.
В Областной детской клинической больнице подчеркивают: каждая операция, каждый случай выздоровления — это всегда командная работа. Хирурги, анестезиологи, медсестры, реабилитологи и многие другие специалисты объединяют свои знания и опыт, чтобы вернуть детям здоровье.