Зоолог Дудкин: Маловодье в Дону может повлиять на популяцию леща, сазана и тарани

Зимой в Ростовской области выпало мало осадков. Это привело к отсутствию полноценного снегонакопления в бассейнах притоков Дона и маловодью. Об этом «КП — Ростов-на-Дону» сообщил зоолог Сергей Дудкин. Он объяснил, как эти явления могут повлиять на количество рыбы и что с этим делать.

ПОЧЕМУ МАЛОВОДЬЕ ХРОНИЧЕСКОЕ

— Проблема не новая. После строительства каскада водохранилищ и начала искусственного регулирования уровня Дона вода распределяется в интересах различных пользователей — для коммунального водоснабжения, выработки электроэнергии, судоходства. Потребности рыбы в воде всегда удовлетворяются по остаточному принципу.

По словам ученого, много лет ведутся разговоры о необходимости рыбохозяйственных попусков. Это плановые сбросы воды из водохранилищ, которые делают на время нереста.

— В 2018 году наблюдался относительно многоводный период: рыба могла нормально нереститься. Но в целом маловодье — хроническая ситуация.

КАКАЯ РЫБА ПОСТРАДАЕТ БОЛЬШЕ ВСЕГО?

— В первую очередь проблемы возникнут у видов, которым для нереста необходимо залитие поймы, прибрежных лугов. Это, например, лещ, сазан, тарань, щука. Судак менее зависим от этих условий.

Сложности может испытывать рыбец. Этой рыбе нужно подниматься в притоки Северского Донца с быстрым течением и галечным дном. Ситуация была бы лучше при наличии нормальных рыбоходов — сооружений для самостоятельного прохода рыбы через искусственные или естественные преграды.

К ЧЕМУ ЭТО ПРИВЕДЕТ И КАК ЭТО ПРЕДОТВРАТИТЬ?

По мнению Сергея Дудкина, если рыба не сможет давать нормальное потомство, через пять — шесть лет может произойти резкое сокращение популяции. Он считает, что для увеличения количества рыбы в реках, нужно создавать условия для нормального нереста: делать рыбохозяйственные попуски, строить эффективные рыбоходы. Другими словами, создавать максимально приближенный к естественным условиям «природоподобный» гидрологический режим рек.

— Река — это живая система, которая должна «дышать». Миллионы лет жители речных экосистем адаптировались к естественным внутригодовым циклам — зимнему и летнему снижению уровня воды, так называемым периодам межени, сменяемыми весенним и осенним подъемам уровня реки, половодьем. Мы с вами делаем 16 — 20 вздохов в минуту, при физической нагрузке – еще чаще, и это обеспечивает нашу жизнедеятельность. Живая река должна делать один — два «вдоха-выдоха» в год. Сейчас процессы «дыхания» рек прерваны, в том числе гидростроительством.

Зоолог отмечает, что река должна удовлетворять потребности не только человека, но и ее обитателей.

— Мы эксплуатируем реку во всех смыслах, чтобы она удовлетворяла все наши желания. Но ничего не делаем, чтобы она удовлетворяла потребности жителей этой реки.

Exit mobile version