04.02.2026

«Зима. Цвет синий». В Ростове работает выставка, посвященная донской зиме

В Ростовском областном музее изобразительных искусств открылась выставка «Зима. Цвет синий». Здесь представлено около 40 произведений донских художников второй половины...
В работах художников синий выступает доминантой всего произведения, как, например, в картине «Садик зимой» Хачатура Гренадерова. Фото: Екатерина ПОПОВА
В работах художников синий выступает доминантой всего произведения, как, например, в картине «Садик зимой» Хачатура Гренадерова. Фото: Екатерина ПОПОВА
В Ростовском областном музее изобразительных искусств открылась выставка «Зима. Цвет синий». Здесь представлено около 40 произведений донских художников второй половины ХХ и начала XXI веков, чтобы проследить, как разные поколения мастеров воспринимали мир через один из главных цветов зимней палитры.

Мы посетили выставку, чтобы еще больше проникнуться зимней атмосферой и рассмотрели детально все работы.


ХОЛОДНАЯ ПАЛИТРА ДОНСКОЙ ЗИМЫ

Экспозиция разделена на три части. Первая глава целиком посвящена зимней природе. Полотна донских живописцев воспевают тихую красоту донских просторов.

Так, в работах Семена Скопцова «Зимка» и «Дворик музея» царит умиротворение спящей земли. Вячеслав Лубянов в «Зимнем пейзаже» играет многочисленными оттенками синего, голубого и лазурного, разбавляя их изящными всполохами золота и красного. Сложную, переливчатую фактуру снега, где нежные голубые тона усиливаются глубокими кобальтами, мастерски передает Ованес Лусегенов в работе «Вечереет». А Хачатур Гренадеров в картине «Садик зимой» использует синий, делая его доминантой своего произведения.

Отдельное настроение создают пять зимних пейзажей Николая Медведева, выполненные в технике пастели. Их отличает поэтичная изысканность, глубина и утонченность цветовых сочетаний.


СИНИЙ КАК ЗЕРКАЛО ДУШИ

Вторая глава показывает, как холодный цвет оживляет предметный мир. На полотнах он звучит по-разному: то создает выразительный строй за счет градации оттенков, как в работе Владимира Карначева «Черные сливы», то становится ярким акцентом, выделяя ключевые детали. К примеру, как коньки и чайник в натюрморте Валентина Щебланова «Пришла зима».

А третья глава исследует диалог цвета и личности. Здесь соседствуют разные миры: декоративно-абстрактная, почти мистическая «Дама в голубом» Георгия Лиховида с ее хрупкостью и духовной возвышенностью и реалистичная, проникновенная «Болгарская девушка» Владимира Кленова с искренней улыбкой.

А завершает этот раздел «Зимний автопортрет» Светланы Зерщиковой, который свободно написан в густых синих и серебристых тонах.