Возвращение царской рыбы: Ученый рассказал, почему восстановилась популяции стерляди в Дону

Еще недавно стерлядь в Дону была редким гостем, а ее увидеть считалась невероятной удачей. Сегодня же ситуация кардинально изменилась. По данным ученых Азовского научно-исследовательского института рыбного хозяйства («АзНИИРХ»), которые на протяжении двадцати лет ведут наблюдения за водными биоресурсами Нижнего Дона, популяция этой краснокнижной рыбы не только восстановилась, но и достигла уровня, позволяющего ставить вопрос о ее исключении из Красной книги России. 

О том, как удалось совершить этот прорыв, в эфире радио «КП-Ростов-на-Дону» на 89,8 FM рассказал кандидат биологических наук, зоолог Сергей Дудкин.

КАК ПОМОГ КРИЗИС
Обвал естественной популяции осетровых в середине 1990-х годов из-за бешеного браконьерства поставил крест на традиционной системе рыбоводства. Заводы, которые зависели от заготовки дикой рыбы, заходивших в реку на нерест, остались без сырья. Казалось бы, катастрофа. Однако именно это несчастье заставило искать новые пути.

- В этом отношении очень хорошо подходит выражение: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Когда стало невозможно заготавливать производителей осетра и севрюги из Азовского моря для обеспечения работы осетроводных заводов, встал вопрос: «Что делать?». Останавливать заводы? Было принято решение на каждом предприятии сформировать свои ремонтно-маточные стада, - объясняет Сергей Дудкин.

Раньше самок после забора икры приходилось забивать. Технология изменилась с внедрением метода прижизненного получения икры, когда рыба остается живой и может давать потомство повторно. Но возникла новая проблема: самки осетра и севрюги созревают долго, 12 - 16 лет. Оставлять заводы без работы на такой срок было нельзя.

РЫБА БЫСТРАЯ
Решили завести маточное стадо стерляди. Эта рыба относится к осетровым, но отличается более скромными размерами и, что важно, быстрыми темпами созревания.

- Самки стерляди в прудах созревают на четвертый, а иногда и на третий год жизни. Самцы - и того раньше, - отмечает ученый.

Именно так поступили на Донском осетровом заводе, заготовив рыбу в среднем течении Дона. Пока осетры и севрюги медленно взрослели в прудах, стерлядь начала активно давать потомство. Куда было девать молодь? Естественно, выпускать в реку.

ИЗ ЗАВОДСКИХ ПРУДОВ - К ДОНСКИМ ПРОСТОРАМ
Ежегодно в Дон выпускалось до полутора миллионов мальков стерляди. Рыба, в отличие от других осетровых, не уходит далеко в Азовское море, предпочитая концентрироваться в реке и Таганрогском заливе. Это стало ключевым фактором успеха.

- За эти годы произошло существенное увеличение численности. Вы можете спросить у всех любителей-рыболовов, которые ловят в реке Дон. Попадается эта стерлядь на крючок совершенно спокойно и достаточно часто. То есть она стала вполне привычной для нас рыбой, - констатирует Сергей Иванович.

Ученый приводит яркий пример: при мониторинге на рыбопропускном шлюзе Кочетовского гидроузла весной насчитывают по три сотни особей стерляди за один подъем.

ВЫХОД ИЗ КРАСНОЙ КНИГИ
Сейчас стерлядь в Дону - уже не исчезающий, а многочисленный вид. Более того, ученые начали работу по поиску ее естественных нерестилищ.

- В Дону есть участки с галечниковым грунтом, с подходящей скоростью течения, где стерлядь может нереститься. Задача ученых сейчас - найти эти естественные нерестилища и доказать факт естественного нереста, - говорит Сергей Дудкин.

Это окончательно закрепит успех. Как показывает пример кубанской популяции стерляди и донской шемаи, после восстановления численности рыба находит подходящие места и начинает размножаться самостоятельно, без помощи человека.

Что касается вывода из Красной книги, то это вопрос времени. Федеральная Красная книга переиздается раз в 10 лет, но исключение вида может произойти и раньше - по отдельному приказу Минприроды РФ на основании заключения ученых. После этого можно будет исключать ее из региональной Красной книги Ростовской области.

- Следующий шаг - внесение изменений в приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, которым утверждаются правила рыболовства для Азово-Черноморского рыбохозяйственного бассейна. И как только это произойдет, то любительский лов может быть разрешен.

А ЧТО ЖЕ ДРУГИЕ ОСЕТРОВЫЕ?
По словам Сергея Дудкина, для других осетровых - осетра и севрюги - самый сложный период тоже позади.

- Все маточные стада сформированы, все налажено. Прошло уже 30 лет с начала той программы, маточные стада созданы и даже избыточны. Тем более, на подходе сейчас уже и рыба естественных стад, которая тоже созревает, - отмечает зоолог.

Далее необходимо только госзадание для увеличения выпуска осетра и севрюги, чтобы и их стало много в Дону. Технически же донские производители рыбы полностью готовы выполнить такую задачу.

Таким образом, история со стерлядью - это не единичный успех, а доказательство эффективности научного подхода, давшего шанс на восстановление всему осетровому братству Дона. И пусть путь осетра и севрюги к былой численности дольше, он уже начат и продолжается благодаря труду ученых и рыбоводов.
Exit mobile version