В образах сеньора, купца и скомороха: художник представил, в кого может переродиться, и написал серию автопортретов
Екатерина Попова
В Ростовском областном музее изобразительных искусств открылась уникальная выставка «63 истории» - работы, созданные художником Игорем Венским за 25 лет. Экспозиция предлагает зрителям настоящее путешествие во времени и пространстве: от библейского Эдема до средневековой Венеции, от философских размышлений до тонких восточных мотивов. Мы побывали на выставке, чтобы понять, какие послания зашифровал художник в своих работах.
Эдем и райские птицы
Картин так много, что сотрудники музея развесили их сразу в четырех залах. Экспозиция построена как увлекательное путешествие по разным мирам и эпохам, где каждый зал раскрывает новую грань творчества мастера. Особое впечатление производит первый зал, посвященный райским птицам и Эдемскому саду. Эти воздушные, наполненные светом полотна демонстрируют умение художника превращать цвет в музыку, а холст – в симфонию визуальных образов. Не менее интересны и названия работ, которые сами по себе являются маленькими произведениями искусства. Здесь можно найти и «В лабиринте грез», и «Модуляцию любви», и «Реальное нереальное в снах бесконечности», и «За пределами пространства и времени», и «Созвучие цвета».
Сквозь время и пространство
Второй зал выставки погружает зрителей в особый мир вечерней палитры. Эти полотна уже наполнены тонкими эмоциями и ностальгическими нотками. Серия работ переносит нас в разные уголки мира: от страстной Испании до романтичной Венеции с «Прогулкой по Венеции», от суровых пейзажей шотландского Хайлендса до загадочных городских видов, окутанных лунным светом. Особое очарование этим работам придает их удивительная способность стирать границы времени - созерцая их, словно оказываешься в атмосфере XVII - XVIII веков. Одной из самых выразительных работ цикла становится полотно с изображением элегантной дамы в пышном платье, которая, выйдя из дома, сразу же оказывается в венецианской гондоле. Этот образ, полный театральности и изысканности, прекрасно гармонирует с представленными рядом видами собора Святого Марка и суровыми шотландскими пейзажами.
С элементами японской поэзии
Третий цикл представляет собой собрание легких, почти прозрачных работ, которые словно пронизаны особым, едва уловимым светом. Каждое полотно отличается лаконичностью и неповторимым ритмом. По словам работников ростовского музея, именно это отражает глубокое стремление автора посвятить свои творения музе. Полотна написаны в стиле хайку – это направление, в котором художник виртуозно соединяет изобразительное искусство с поэзией. А посвящены картины 12 месяцам года. Экспозиция начинается с марта, а заканчивается февралем. Примечательно, что каждая работа сопровождается лирическими стихотворениями в духе традиционной японской поэзии, которые написала супруга художника.
Инкарнация художника
Финальную часть экспозиции составляют удивительные автопортреты и миниатюрные художественные работы, которые становятся своеобразным итогом творческого пути Игоря Венского. Особенно примечательно то как художник осмелился выйти за рамки привычного самоизображения. В работах он предстает не только в современном обличье, но и перевоплощается в различные исторические образы: мудрым сеньором на пороге 63-летия, величественным венецианским купцом, погруженным в размышления аббатом, трудолюбивым ремесленником, задорным скоморохом и искусным часовщиком. – Сам автор метко назвал эти работы «инкарнациями», подчеркивая их глубокий философский смысл и связь с идеей перерождения.