15.10.2025
Урожай есть, а продать некому: О кризисе картофельного рынка в Ростовской области рассказал фермер
В Ростовской области сложилась парадоксальная ситуация с картофелем. С середины августа килограмм овоща в магазинах стоит, в среднем, 47 рублей....
В Ростовской области сложилась парадоксальная ситуация с картофелем. С середины августа килограмм овоща в магазинах стоит, в среднем, 47 рублей. Потребители могли бы радоваться снижению цены после отметки в 100 рэ и выше.
Вот только, по словам специалистов, за видимым благополучием скрывается глубокий кризис, который уже переживают местные сельхозпроизводители. Почему так происходит, «КП-Ростов-на-Дону» рассказал глава крестьянско-фермерского хозяйства Николай Юзефов.
ИМПОРТ ОБРУШИЛ РЫНОК
Главной причиной обвала оптовых цен стал беспрецедентный объем импортного картофеля, который хлынул на российский рынок этой весной. Об этом с тревогой говорит Николай Юзефов.
— Картофель закупили в Израиле, Египте и Китае. Если раньше это было порядка 200 тысяч тонн, то этой весной - аж 850 000 тонн. Считай, уничтожили фермеров! — констатирует аграрий.
Сложилась патовая ситуация: урожай собран, но продать его некому, так как рынок переполнен импортной продукцией.
- Москва, Питер - все города были забиты картофелем из Египта и других стран. Наши постоянные покупатели говорят: «Николай Николаевич, пока мы не продадим этот товар, у вас картофель брать не будем». И вот мы 1,5 месяца просто сидели. Они фактически обвалили цену. И наша продукция оказалась никому не нужна, — делится сельхозник.
РАБОТА В НОЛЬ И ПУТЬ К БАНКРОТСТВУ
Себестоимость производства картофеля в текущем году, по словам Николая Юзефова, составляет около 20 рублей за килограмм. Однако для рентабельности и развития хозяйства продавать его нужно дороже.
- Чтобы что-то заработать, на опте мы должны продавать хотя бы по 30-35 рублей за кило. А по факту - отдаем по 20-21 рублю. Иными словами, работаем в ноль или даже в убыток, - объясняет фермер.
Ситуация усугубляется еще и тем, что уже сейчас затраты на будущий сезон колоссальные:
- Семена на 2026 год мы покупаем, в среднем, по 70 рублей.
Такая экономическая ловушка заставляет даже крупные хозяйства задумываться о прекращении деятельности.
- Мелкие фермеры уже сворачивают бизнес. Многие продают картофельную технику целыми штабелями: хоть транспортеры, хоть комбайны. Потому что довели до такого состояния, - с горечью говорит глава КФХ.
ЗАГАДОЧНАЯ РОЗНИЧНАЯ НАЦЕНКА
Один из главных вопросов, который волнует и аграриев, и потребителей: если фермеры получают за картошку 20-21 рублей, то почему в магазинах она стоит 47 рублей и выше?
- Это самая дешевая цена. Есть и по 60, и по 70, и по 80 рублей. Мы же работаем в убыток, — подчеркивает Юзефов.
Фермер приводит в пример опыт Финляндии, где разница между оптовой и розничной ценой минимальна:
— Давно, правда, там был… Но картофель у производителей у них стоит, допустим, 14 рублей. Машины подходят и грузятся для торговых сетей. А потом продают ее по 17 рублей в магазинах. То есть наценка - всего три рубля. А, узнав про нашу ситуацию, коллега только засмеялся и сказал, что такого не может быть, чтобы производитель получал меньше перекупщика.
По мнению Юзефова, справедливой была бы схема, при которой фермер продает картофель по 35 рублей, а магазин накидывает 12 рублей, доводя цену до 47. Это поддержало бы сельхозпроизводителей и оставило бы приемлемой стоимость для потребителей.
МИФ О ПЕРЕПРОИЗВОДСТВЕ
Николай Юзефов опровергает расхожее мнение о том, что причиной низких цен стал рекордный урожай в России.
— Когда пишут такое, я просто не верю. Сам работаю с картофелем 22 года. И каждый год у нас - 400-450 центнеров с гектара... Так было и в прошлом году, так и сейчас. И тогда вопрос: а где переизбыток? Ответ прост: за границей закупили много картошки.
Глава КФХ уверен, что проблему необходимо поднимать до самого высокого уровеня.
— Иначе фермерство наше рухнет, — резюмирует Николай Юзефов. - Если весной 2026 года импортные закупки повторятся в том же объеме, то банкротства станут массовыми. Что, в свою очередь, приведет к потере продовольственной безопасности и зависимости от импорта в одном из ключевых продуктовых сегментов. Поэтому пока еще не поздно, необходимо прямо сейчас искать баланс между интересами производителей, торговых сетей и потребителей.