Стерлядь, поросята и осетры. Под Ростовом 52 школьника показали, что значит «Наготовить, как на Маланьину свадьбу!»

В Ростове прошел XVIII Межрегиональный фестиваль «Кукла Дона», где было представлено более сотни уникальных работ. Свои творения продемонстрировали мастера декоративно-прикладного искусства, профессиональные художники, дизайнеры, а также студенты и авторы всех возрастов.

«ТАНЕЦ ТИШИНЫ» И ЦАРЕВНА-ЛЕБЕДЬ
Часть коллекции разместили даже в шкафах в холле Донской публичной библиотеки. Там можно было полюбоваться куклами из полимерных материалов невероятной красоты. Особенно выделялась сногсшибательная Царевна-Лебедь, чей образ навеян знаменитой картиной Врубеля.

Рядом - в изящном порыве застыла романтичная пара: Русалка и ее спутник. Автор назвал их танец на морском дне «танцем тишины» или подводным вальсом. Для создания этих кукол использовали еще и текстиль, кожу, а также нежную козью шерсть.

На одной полке с ними почетное место заняла сама муза танца из древнегреческих мифов Терпсихора. Однако это была не классическая средиземноморская красавица, а ее очаровательная славянская интерпретация, рожденная фантазией и талантом мастерицы Татьяны Косаревской из поселка Глубокий Каменского района.

Особый шарм и законченность образу придали изящные аксессуары, которые мастерски дополнили образ. Для своей Терпсихоры мастер создала элегантные серьги и ожерелье из бисера. Эти тонкие детали делают музу не просто мифологическим персонажем, а живой и удивительно душевной героиней, в которую вложена частичка души ее создательницы.

ВОЕННЫЕ ИСТОРИИ
Сердцем выставки стал просторный зал искусств на первом этаже. Здесь царила особая, почти сказочная атмосфера, привлекающая самых разных посетителей.

Кто-то пришел сюда как в настоящий музей, чтобы неспешно полюбоваться рукотворными шедеврами, а многие родители привели своих детишек, чтобы показать им волшебный мир, рожденный фантазией и мастерством.

Для кого-то же этот поход стал особенно волнительным, ведь на этих полках выставлены работы знакомых и любимых мастериц.

Особый интерес вызывал масштабный стенд, целиком посвященный военной тематике. Его уникальность в том, что это результат кропотливой работы школьников, которые под чутким руководством наставников создали не просто текстильные куклы, а целые сюжетные композиции, каждая из которых рассказывает свою трогательную историю.

Вот, например, композиция «День Победы», где бабушка и дедушка в нарядной одежде с цветами в руках только что вышли из своего дома, а за ними, стараясь не отставать, шагает внучок в солдатской пилотке и с победной газетой.

Рядом застыла в радостном порыве другая сценка - «Прабабушка». Пожилая женщина, прошедшая через все тяготы военного времени, вместе с маленькой внучкой празднует долгожданную Победу. Здесь невозможно не восхититься проработкой деталей: на кукле-бабушке надет не просто сшитый халат, но и невероятно миниатюрный, тончайшей вязки ажурный шерстяной платок. Сложно даже представить, сколько терпения и ювелирного мастерства потребовалось, чтобы создать эту крошечную красоту.

Еще более многолюдной предстала перед зрителем композиция «Говорит Москва». Деревенские жители собрались у столба с репродуктором, из которого доносится историческое сообщение о Победе. Здесь каждый образ сделан с большой любовью: вот дедушка привел с собой двух коз, а мать летчика с надеждой и тоской смотрит в небо, ожидая сына. На заднем плане - дедушка в очках вместе с внуком внимательно вчитывается в свежий номер газеты с заголовком о подписании акта о безоговорочной капитуляции.

Не оставила равнодушным и сцена «Фронтовой вальс». Она повествовала о светлой минуте короткой передышки: уже идущий на поправку раненый боец танцует с медсестрой, подарившей ему жизнь. А их вальс сопровождает мелодия скрипки в руках пожилого военного, исполняющего те самые «Мелодии войны», что звучали и в окопах, и в редкие минуты затишья.

КАЗАКИ И СКАЗКИ
Далее выставка переносила посетителей в мир, где оживают страницы истории и фольклора. Центральное место в экспозиции заняла казачья тематика.

Здесь были не просто статичные фигуры, а целые истории, застывшие в пластике и ткани. К примеру, мужественный казак, чей суровый взгляд словно хранит отголоски далеких походов, а рядом с ним - казачка, чья стать и внутренняя сила говорят о нелегкой, но благородной доле.

Здесь можно было встретить и знаменитую «Козу Дерезу», чей озорной и вредный нрав так ярко передан автором, и хитрую «Лисичку-сестричку», будто только что сошедшую со страниц русской сказки.

А в центре зала на нескольких столах расположилась композиция «Меланьина свадьба». Это масштабное произведение, над которым трудились 52 ученика Азовской детской художественной школы имени И.И. Крылова. Работа погружает зрителя в историю знаменитой казачьей поговорки «Наготовить, как на Маланьину свадьбу!».

- В отличие от многих народных выражений, у этой есть точная историческая привязка, - рассказали сотрудники библиотеки. - В 1753 году донской атаман Степан Ефремов, уже дважды женатый, влюбился в юную казачку Меланью, которая торговала на базаре бубликами, чтобы прокормить свою большую семью. Добившись ее руки, Ефремов устроил такой пир, какого на Дону еще не видели. Неделю длилось гуляние: столы ломились от пирогов, поросят, осетров и стерляди, а специальные казаки следили, чтобы на празднике не было трезвых. Эта свадьба стала частью донских легенд.

Именно это событие и вдохновило юных мастеров. В результате кропотливого труда на свет появилась композиция из 40 фигурок и 27 керамических угощений. Каждая выполнена в технике папье-маше на проволочном каркасе и расписана матовым акрилом. И, кстати, каждое блюдо из керамики также хранит тепло рук 11 - 13-летних мастеров.

- Над проектом работали сообща. Так, 12 человек создавали только угощения, 25 - только фигурки, а 15 самых универсальных мастеров делали и то, и другое.
Exit mobile version