Социальный работник из Ростова с 25-летним стажем откровенно рассказала о работе
Анна Шиляева
В России 8 июня чествуют тех, кто каждый день дарит заботу и надежду — социальных работников. Они становятся близкими людьми для стариков, помогают инвалидам и часто вытаскивают людей из ямы отчаяния.
56-летняя ростовчанка Марина Штепа попала в эту сферу совершенно случайно. Тогда, 25 лет назад, она не знала, что это станет делом всей ее жизни.
«ОНА НАЗЫВАЛА МЕНЯ ДОЧЕНЬКОЙ» - В те годы я искала работу, и подруга предложила мне попробовать себя в роли соцработницы. Оказалось, что это мое призвание, — улыбается Марина Вячеславовна.
Сегодня женщина заботится о 16 ростовчанах. Скольким людям Марина помогла за четверть века, и не пересчитать. С некоторыми пенсионерами женщина работала с самого начала своей карьеры.
- К сожалению, в феврале ушла из жизни Вера Николаевна. За те 25 лет, что я ей помогала, мы стали друг другу родными людьми. Она называла меня доченькой. Я же могла поделиться с ней всеми своими секретами и проблемами. Сегодня бережно храню шарф, который она для меня связала.
«БАБУЛЬКИ ШЛЮТ СМАЙЛИКИ И ЦВЕТОЧКИ» Кстати, у Веры Николаевны есть дети, которые очень любили и любят мать.
- Просто они жили далеко и в будние дни не успевали приезжать к ней из-за работы. Так что не думайте, что, если к старику приходят социальные работники, это означает, что дети и внуки о человеке забыли. Это миф. Как и то, что некоторые считают, что соцработники — охотники за наследством одиноких людей. Это абсолютно не так, — рассказывает женщина.
Сегодня самой возрастной подопечной Марины 84 года, а самой молодой 55 лет - у нее инвалидность.
Для всех «своих людей» — так называет их сама Марина — она всегда находит время.
- В будние дни хожу для них в магазины за продуктами, убираю, варю супчики, делаю котлетки или другие блюда, которые попросят.
Подопечные отвечают благодарностью.
- Сегодня все они освоили сенсорные телефоны и мессенджеры. Так что каждое утро у нас начинается с «переклички». Бабульки — их у меня больше, чем пожилых мужчин, — шлют мне сердечки, смайлики и цветочки.
Марина Штепа никогда не устает от таких сообщений.
Однажды одна пенсионерка повредила ногу и с трудом, на ходунках, передвигалась по дому. У пожилой женщины появился какой-то страх.
- Поэтому она меня всегда просила: «Маришечка, присылай мне сердечко. Если я тебе не отвечу, со мной что-то случилось». Это моя самая взрослая подопечная. Ей 84. Хоть и на ходунках, но с телефоном в руках, — улыбается собеседница.
РАБОТА БЕЗ ВЫХОДНЫХ График у социального работника официально — с 9 до 18, но реальность диктует свои правила.
- Бывает, придешь на час, а человеку плохо — вызываешь скорую, везешь в больницу, предупреждаешь других подопечных о том, что я опоздаю, — объясняет Марина Штепа.
Ростовчанка вспоминает, как-то ночью ей позвонила одна из подопечных, у которой только что умер муж. Пенсионерка не знала, что ей делать. Захлебываясь слезами, просила: «Мариш, приди ко мне, пожалуйста».
- Конечно, я ту ночь провела с ней. Именно из-за таких моментов я никогда не выключаю свой телефон.
ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ К сожалению, не все подопечные идут на контакт и отвечают благодарностью за заботу. Одно время Марина помогала пенсионерке с, мягко говоря, сложным характером.
- Эту бабушку знали и сотрудники районной соцслужбы, и врачи поликлиники. Она постоянно со всеми ругалась, писала жалобы в прокуратуру. Дело в том, что старушка придумала себе болезнь и от всех требовала лекарство, которое отпускают только по рецепту. Рецепта у нее, конечно, не было, так как и диагноз отсутствовал. Она мне, кстати, тоже грозила жалобами, но до этого, к счастью, не дошло, — вспоминает Марина Штепа.
По словам женщины, этот пример из практики — больше исключение.
- Мои подопечные стали уже родными. Однажды у меня случилось горе — умер муж. Каждый из них нашел доброе слово, чтобы поддержать меня в беде! — добавила ростовчанка.