04.07.2024

С чем связаны участившиеся аварии с маломерными судами на Дону, объяснили спасатели

В последние дни в Ростовской области произошло сразу несколько происшествий, связанных с катерами и моторными лодками. Так, в субботу в...
Чтобы снизить количество аварий на водных объектах, была введена ответственность за нарушения. Фото: Екатерина ПОПОВА
В последние дни в Ростовской области произошло сразу несколько происшествий, связанных с катерами и моторными лодками. Так, в субботу в Азове на воде столкнулись два катера. В результате, погиб один человек. В этот же день в Аксайском районе произошло столкновение двух моторных лодок. К счастью, обошлось без пострадавших.
Почему увеличивается количество таких происшествий? Ответили в МЧС по Ростовской области.

ПОЛОЖЕНО ПЯТЬ ЧЕЛОВЕК, А САЖАЮТ СЕМЬ
Спасатели говорят, что подобные аварии обычно связаны с неумелым маневрированием при расхождении судов, а также с отсутствием наблюдения за окружающей обстановкой, то есть за акваторией.

– Вода – такое же активное место движения, как и дорога. Поэтому, безусловно, существуют правила плавания и пользования. Первые по внутренним водным путям РФ утверждены приказом министерства транспорта России. А вторые - приказом федерального МЧС. В этих двух документах прописано: как правильно, управлять маломерным судном и при каких условиях возможно его управление. Так вот, без этих правил никуда.

Донские же любители маломерных судов часто пренебрегают, к примеру, индивидуальной защитой, то есть спасательными жилетами. А, в соответствии с правилами пользования, на борту их количество должно быть равным числу пассажиров. Кроме того, часто бывает и перегруз маломерного судна, что уже является нарушением норм пассажировместимости.

– Если по тактико-техническим характеристикам в лодке, например, допустимо нахождение пяти человек, то нередки случаи, когда сажают и шесть, и семь человек, а то и больше. И тогда, к большому сожалению, происходит опрокидывание судна. Помимо этого дончане могут управлять судном в состоянии алкогольного опьянения, забывая, что вода ошибок не прощает.

НЕТ ЖИЛЕТА - ШТРАФ С ЧЕТЫРЬМЯ НУЛЯМИ
По словам спасателей, статистика происшествий на водных объектах ведется всегда. Но сильного прироста аварий в ней нет. Столкновение двух катеров и двух моторных лодок в конце июня - первые случаи в этом году. В 2023-м тоже было два случая, в одном из которых погиб несовершеннолетний.

– Хотелось бы еще раз напомнить, что движение маломерных судов осуществляется за кромкой судового хода. Последний ограничен навигационным оборудованием и создан для крупнотоннажных судов. Все для того, чтобы лоцманы знали куда им правильно пройти, чтобы они не сели на мель.

Аналогичная ситуация - со стоянкой на якоре - на судовом ходу под мостами и гидросооружениями она запрещена. Но нередко бывает, что маломерные суда становятся посередине реки, закидывают якоря, а баржи лавируют между ними, хотя это сделать порой трудно. И это тоже является одной из причин аварийности с маломерными судами.

– Также пересечение многотоннажного судна по носу осуществляется на расстоянии не менее километра, а если по корме пересекаете судовой ход - то не менее 500 метров.

Чтобы снизить количество аварий на водных объектах, была введена и ответственность за нарушения.

– Штрафы ужесточены с 2000 года. Тогда же судоводители стали более понятливыми и ответственными: им проще один раз купить спасательные жилеты, чем платить по 15 – 20 тысяч за их отсутствие каждый раз, когда они выходят на воду.