Ростовские школьники воссоздали уникальные наряды императорского бала 1903 года
Екатерина Попова
В Ростове открылась выставка «История костюма», которая посвящена костюмированному балу в Зимнем дворце в 1903 году. Экспозиции расположена сразу на двух этажах.
Сто человек отказались от бала
На первом - в отделе искусств Публичной библиотеки - посетители смогут увидеть кукол в костюмах допетровской эпохи, в которых была российская знать на знаменитом маскараде. А на втором - в витринах центра книжного культурного наследия - представлен сам альбом с костюмированного бала. Как рассказали сотрудники библиотеки, за созданием бала стоял спор между художником Жуковским и министром Императорского двора графом Владимиром Фредериксом. - Однажды за завтраком у Александры Федоровны художник стал обвинять Петра I в том, что тот заставил русскую аристократию облачиться в европейские наряды. Граф же защищал первого русского императора. Императрица внимательно наблюдала за всем этим и предложила к 290-летию дома Романовых устроить бал в боярских нарядах, которые носили первые цари этого рода. Торжество было решено провести в Зимнем дворце 11 февраля 1903 года. На подготовку у гостей было всего два месяца. Однако не все с радостью приняли приглашение на бал. Около ста человек отказались от участия, так как посчитали пошив костюма большой затратой, обвинив императрицу в дурном вкусе. - Но Александра Федоровна была непреклонна в своем решении. И тогда гостям стали шить костюмы за казенный счет в Императорских театрах. Но было условие: все наряды после бала становились собственностью театра.
Держали в тайне
Костюмы для легендарного бала создавались настоящими мастерами своего времени. Над их воплощением работали выдающиеся художники: Александр Головин, Иван Всеволожский и Сергей Соломко, а воплощали их замыслы лучшие портные-костюмеры – Надежда Ламанова, Ида Каффи, Александра Иващенко и Елизавета Иванова. Каждый наряд становился произведением искусства, где роскошь гармонично сочеталась с изысканностью. Особое внимание уделялось украшениям. Если сами костюмы и кокошники шились в известных мастерских, то доверить кому-то инкрустацию драгоценностями хозяйки не решались. И занимались этим лично. - Подготовка к балу была окружена тайной - участники тщательно скрывали детали своих нарядов, чтобы сохранить эффект неожиданности. Они изучали старинные гравюры и консультировались с художниками, стремясь воссоздать малейшие детали костюмов прошлых эпох. А чтобы увидеть, в чем же в итоге приглашенные были на балу, сейчас как раз и можно в отделе искусств. Там представлены работы воспитанников детской художественной школы. Ребята вместе со своим наставником воссоздали костюмы того вечера: вылепили 67 фигурок из пластилина. Итак, центральное место занимают фигуры Николая II в костюме царя Алексея Михайловича и Александры Федоровны. Их окружает целый двор - великие княгини и князья в боярских одеяниях, графы в костюмах стольников и военные в формах есаулов. Юные художники с поразительной точностью воспроизвели не только покрой исторических костюмов, но и их богатое убранство. Используя фольгу, бисер и бусины, они смогли передать все великолепие оригинальных нарядов, включая те самые драгоценные украшения, которые знатные дамы когда-то собственноручно прикрепляли к своим костюмам, не доверяя это дело никому другому.
Уникальный альбом в 500 экземпляров
А изюминкой экспозиции стал старинный альбом. Через год после знаменитого костюмированного бала в Зимнем дворце по заказу Императорского двора увидел свет уникальный «Альбом костюмированного бала» – роскошное издание, отпечатанное в типографии Экспедиции заготовления государственных бумаг. – Альбом состоял из десяти папок большого формата, содержавших 21 гелиогравюру с портретами императорской семьи и 174 фототипии придворных – участников торжества. Расположение снимков строго соответствовало придворной иерархии: чем выше был статус персонажа, тем ближе к началу альбома помещалось его изображение. К слову, по особому пожеланию императрицы дамы, состоявшие на придворной службе, были сгруппированы отдельно от семейных портретов. Каждое изображение в альбоме сопровождалось еще и подписью на русском и французском языках с указанием имени, титула и описанием костюма. В левом углу скромно значились фамилии фотографов. Для защиты от повреждений все иллюстрации были проложены тонкой папиросной бумагой папье-плюр. Кстати, издание вышло ограниченным тиражом – менее 500 экземпляров. Альбом распространялся преимущественно среди участников бала как благотворительное издание.