15.12.2025

Ростовские кардиохирурги спасли в Донецке 700-граммового малыша с пороком сердца

Не всегда есть возможность перевезти пациента в критическом состоянии в областную больницу. Поэтому часто врачи в районных медучреждениях по линии...
Малыша пришлось оперировать прямо в кувезе. Фото: Ростовская ОДКБ/Виктор ГУСЕЙНОВ
Малыша пришлось оперировать прямо в кувезе. Фото: Ростовская ОДКБ/Виктор ГУСЕЙНОВ
Не всегда есть возможность перевезти пациента в критическом состоянии в областную больницу. Поэтому часто врачи в районных медучреждениях по линии медицины совещаются с ростовскими коллегами. Но этот случай по телефону решить было невозможно. Бригада кардиохирургов из Ростова отправилась в ДНР, где врачей ждали как последний шанс для недоношенного крохи, который умирал в реанимации с пороком сердца.

«СОСТОЯНИЕ БЫЛО КРИТИЧЕСКИМ»

Специальная медицинская бригада врачей Ростовской областной детской клинической больницы выдвинулась в Донецк 2 декабря со всем необходимым оборудованием, хирургическими инструментами и расходными материалами. Их ждала экстремально сложная миссия, от которой зависела жизнь крошечного человека — месячного малыша, который родился на свет с весом всего 700 граммов и не мог дышать самостоятельно.

— Состояние ребенка было критическим из-за тяжелого врожденного порока сердца — широкого открытого артериального протока, — объясняют медики. — В норме этот специальный канал, соединяющий аорту и легочную артерию у плода, должен закрыться в первые часы или дни после рождения. Если этого не происходит, кровь начинает течь неправильно, перегружая сердце и легкие. Малыши с этим пороком могут быстро утомляться, терять аппетит, отставать в физическом развитии. А для такого недоношенного ребенка это означало жизнь в кювезе на аппарате искусственной вентиляции легких и огромную опасность.

ДРУГИЕ НЕ БРАЛИСЬ ЗА БЕЗНАДЕЖНЫЙ СЛУЧАЙ

Целый месяц врачи Донецкого Республиканского перинатального центра выхаживали малыша, надеясь, что проток закроется сам. Но чуда не произошло. Единственным шансом стала операция. Однако перевозка такого пациента в кардиохирургический стационар была сопряжена с фатальными рисками. Об этом прямо заявили в нескольких крупных федеральных центрах, куда заведующая отделением реанимации Донецкого республиканского перинатального центра Яна Геращенко обращалась за помощью.

Тогда она позвонила Вячеславу Богданову. После обсуждения с коллегами и согласования с руководством больницы и министерствами здравоохранения было принято решение: врачи поедут спасать ребенка сами.

ПОЛМИЛЛИМЕТРА — И ПОСЛЕДСТВИЯ БЫЛИ БЫ ТРАГИЧЕСКИМИ

Операцию проводили прямо в отделении реанимации, не извлекая малыша из кювеза. Для этого палату превратили в операционную.

— Постарались продумать и учесть каждую мелочь. Сама по себе операция по перевязке так называемого Боталлова протока не является сложной. Эта аномалия составляет 5-10 процентов всех врожденных патологий сердца, то есть мы регулярно с этим сталкиваемся. Здесь же сложность и риски были обусловлены тем, что операция выполнялась ребенку с крайней степенью недоношенности и критически низкой массой тела, — пояснил Вячеслав Богданов.

Медики выполнили ювелирную работу. Через практически прозрачную стенку сосуда был виден пульсирующий поток крови. Полмиллиметра неточного движения могли привести к трагическим последствиям. Несмотря на двадцатилетний опыт ростовских медиков, операция, длившаяся 50 минут, была для них крайне напряженной.

— К счастью, все прошло гладко, по плану. Наркоз ребенок перенес без осложнений, — рассказала анестезиолог Александра Юновидова.

После операции специалисты несколько часов наблюдали за маленьким пациентом, выполнили УЗИ сердца, которое подтвердило успех вмешательства: артериальный проток был закрыт.

Врачи дали коллегам подробные рекомендации и отправились домой, к ростовским пациентам. При этом продолжали ежедневно созваниваться с донецкими медиками, следя за состоянием ребенка. И меньше, чем через неделю пришла долгожданная новость — малыш переведен на самостоятельное дыхание.