24.12.2025

«Привиделось»: лидер группы «Звери» открыл в Ростове выставку с привидениями

В Ростове открылась выставка под интригующим названием «Привиделось» для ценителей искусства и поклонников музыкального творчества. Ее автором выступил не просто...
Основу экспозиции составляют 70 кадров, которые долгие годы хранились в личном архиве музыканта. Фото: Екатерина ПОПОВА
Основу экспозиции составляют 70 кадров, которые долгие годы хранились в личном архиве музыканта. Фото: Екатерина ПОПОВА
В Ростове открылась выставка под интригующим названием «Привиделось» для ценителей искусства и поклонников музыкального творчества. Ее автором выступил не просто фотограф, а лидер известной группы «Звери» и наш земляк Роман Билык.


ВГЛЯДИСЬ И НАЙДИ

Основу экспозиции в центре современной культуры «Степь» составляют 70 кадров, которые долгие годы хранились в личном архиве музыканта и никогда прежде не представали перед глазами публики. Однако, это не просто коллекция редких фотографий. Каждое изображение прошло через сложное цифровое переосмысление.

Так, с помощью передовых технологий искусственного интеллекта автор поселил в знакомые реальные пейзажи моменты таинственного, почти неосязаемого персонажа-призрака. Этот полупрозрачный образ, то теряющийся в дымке воспоминаний, то четко проявляющийся на фоне городских стен, становится лейтмотивом всего повествования.

По словам самого Ромы Зверя, призрак - это изящная и меланхоличная метафора самой памяти, ее причудливой и текучей природы, способности всплывать и растворяться.

– Это игривое и в то же время философское приглашение каждому зрителю погрузиться в интерактивную игру в прятки: вглядеться, отыскать призрака в композиции, а вместе с ним и свои собственные воспоминания, мысли и ассоциации, которые притаились где-то на грани сознательного, – говорят работники центра.

ГДЕ ПРЯЧУТСЯ ДУХИ

Фотографии Ромы Зверя с легкостью стирают границы между континентами. Начинается все с узнаваемых пейзажей Ростова и Таганрога, но это лишь точка отсчета. Затем объектив автора переносится в Оренбург, Волгоград, а оттуда - в солнечную Венецию.

Разглядывая каждое фото, глаз уже сам начинает искать, где же здесь спрятано приведение. На одном из кадров, сделанных в Ростове на центральном рынке, дух, кажется, нашел себе уютное убежище прямо за прилавком, где горой лежит свежий картофель. Лишь легкая дымка наводит на мысль о чьем-то незримом присутствии.

А на других фотографиях он мелькает в отражениях окон жилых домов, где кипит обычная жизнь, и особенно облюбовал заброшенные здания, хранящие память о прошлом. Совсем иной образ возникает в Таганроге, где местный призрак, будто устав от созерцания, сам решил взять бразды правления в свои руки и отправился в путь, ловко управляя вагоном старого трамвая под номером два.

Путешествуя по свету вместе с объективами фотографов, эти духи проявляют удивительную способность к перевоплощению. В жаркой Кении, например, один из них, желая остаться незамеченным, мастерски влился в стройные ряды изящных розовых фламинго, стоящих на мелководье. Лишь едва уловимое отличие в оттенке выдает пришельца из другого измерения. А вот в гостеприимном Стамбуле он предстает в образе добродушного торговца, и его едва заметная, но однозначно милая улыбка светится где-то за прилавком, заваленным румяными кругами традиционных симитов.

ОТ МЕЛАНХОЛИИ ДО ОЗОРСТВА

На сибирских просторах, в Томске, духи, оказывается, любят компанию. Два неразлучных призрака выбрали для своей вылазки винтажный синий «жигуленок», на котором они словно бы прокатились с ветерком, чтобы затем «залететь» в старый, покосившийся от времени деревянный дом, будто решив навестить его забытые стены.

В Риме дух показал свой озорной характер, нахально испортив долгожданное селфи двум улыбчивым кореянкам, а в том же Стамбуле он, кажется, ищет не только человеческого, но и животного общения, застенчиво пытаясь подружиться с уличными котами, истинными хозяевами здешних дворов.

Настроение у этих бесплотных скитальцев бывает самым разным. В солнечном Лиссабоне один из них предстает в образе настоящего меланхолика. Он одиноко сидит на лавке, весь вид его выражает легкую досаду, ведь все люди вокруг беззаботно смеются и наслаждаются общением за бокалами, а он, увы, так и не смог найти себе собутыльника для задушевной беседы.

На снимке с одной из выставок в Амстердаме Рома Зверь намеренно «прифотошопил» полупрозрачный силуэт в ряд экспонатов, создав идеальную мистификацию на стыке реальности и искусства.

А в лабиринтах каналов Венеции дух чувствует себя совершенно свободно, он порхает между натянутыми во дворах веревками с развешенным для просушки бельем и несется по узким проулкам между высокими стенами старинных палаццо.

Что уж говорить о Москве, где дух многоликой столицы может одновременно находиться в разных ипостасях: то он, как застенчивый болельщик, прячется за футбольными воротами на поле, с интересом подглядывая за тренировкой спортсменов, то отправляется в путешествие, бесшумно прогуливаясь по салону пассажирского самолета.

Это лишь малая часть работ. Чтобы оценить выставку по достоинству, лучше увидеть все своими глазами. Она продлится до конца декабря, вход свободный.