
С января 2026 года во всех школах страны может появиться новая или хорошо забытая старая — оценка в дневниках за поведение. Цель благая: повысить нравственность и дисциплину. А что думают о нововведении ростовские эксперты?
Ответить на этот вопрос в эфире радио «Комсомольская правда – Ростов» на 89,8 FM мы попросили заслуженного учителя России Александра Уваровского.
«ОЦЕНКА НЕ МОЖЕТ ВЛИЯТЬ НА УСПЕВАЕМОСТЬ!»
Эксперт напомнил, что в советское время оценка по поведению была скорее сигналом для вузов и училищ, что у абитуриента бывают «срывы». Но она не мешала талантливому, хоть и неусидчивому ученику получать заслуженные пятерки по предметам. А, по словам специалиста, один из самых тревожных моментов нововведения – возможность выведения среднеарифметической оценки. Выходит, что один срыв, к примеру, на уроке физкультуры может испортить общий «рейтинг поведения». А не ударит ли это по общей успеваемости?
— Это самое важное: оценка по поведению не может влиять на успеваемость ребенка! — подчеркивает Александр Павлович. — Ребенок может иногда грубо ответить. Но при этом, если у него хорошие знания, выполненное домашнее или тестовое задание, мы оцениваем именно их. Поэтому, на мой взгляд, связывать эти вещи — абсолютно неправильно.
Еще один нюанс: оценку планируют вводить только для школьников с 1 по 8 классы.
— Выходит, что остальным уже можно хулиганить? Конечно, нет! Ну, и отдельный вопрос – дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которые не всегда могут контролировать свое поведение в силу диагноза. Неужели и им будут ставить двойки за то, что они больны? Мы пытаемся просто сейчас найти инструмент, которым будем наказывать. Не уверен, что это будет эффективно.
«МЫ НАУЧИМ ТОЛЬКО ПРИСПОСАБЛИВАТЬСЯ»
Опытный педагог убежден: основы нравственности закладываются не в школе, а в семье:
— Если родители годами не могли или не хотели прививать их ребенку, то школьная оценка ситуацию не исправит. Более того, она ее усугубит: поскольку многие мамы и папы просто научат свое чадо «играть по правилам» и сиюминутно подстраиваться под систему ради галочки, не меняя поведения по сути. Мы научим ребенка только приспосабливаться.
Александр Уваровский призвал прекратить бесконечные эксперименты над системой образования и все же доверить принятие решений профессионалам, которые проанализируют опыт и возможные последствия.
Так что останется ли оценка по поведению экспериментом (его уже проводят в шести регионах России, но Ростовская область в их число не попала, — прим. ред.) или станет еще одним поводом для конфликта между учеником, родителем и школой – покажет время. Но сомнения опытных педагогов заставляют задуматься: а ту ли проблему мы пытаемся решить?
Фото: МАКОВЕЕВА Светлана