Под Ростовом супруги спасают донскую породу лошадей

Супруги Надежда Скрипкина и Дмитрий Савицкий из Ростовской области пытаются возродить донскую породу лошадей, которая сегодня находится на грани вымирания. По словам специалистов, дончаков в мире меньше, чем занесенных в Красную книгу амурских тигров. О том, как помочь символам наступающего года, энтузиасты рассказали корреспонденту «КП-Ростов-на-Дону».

«ПРИЕХАЛИ С АВТОМАТАМИ И ПОЛОЖИЛИ НА ПОЛ»
Закат донской породы лошадей начался в 2013 году, когда крупный конезавод в Зимовниковском районе подвергся рейдерскому захвату.

- Приехали люди в масках с автоматами, положили всех на пол, – рассказала Надежда Скрипкина. - Новых хозяев интересовали земли, а не животные. Они дали работникам месяц на то, чтобы решить судьбу дончаков, после чего пригрозили сдать их на мясо.

Весть о грозящей лошадям опасности облетела всю страну. Неравнодушные люди приезжали на завод из разных уголков России, чтобы выкупить животных. В их числе оказались Надежда и Дмитрий. Ростовчане отправились на завод, скорее, из любопытства. А вот вернулись домой с договором купли-продажи дончака: не устояли при виде «золотого» годовалого жеребенка.

«ПО БЕРЛИНСКОЙ МОСТОВОЙ»
Известно, что прародителями дончаков считаются местные мустанги, а также персидские и арабские скакуны. Выводилась порода для военных целей, поэтому отличается выносливостью, умом и преданностью. А у истоков ее основания стоял знаменитый атаман Платов. К тому же, дончаки со своей золотисто-рыжей «солнечной» мастью удивительно красивы. Некоторым природа-мать дарит еще и белые полоски на лбу или «носочки» на ногах.

Вдобавок, история донской породы тесно связана с историей казаков, которых в военных походах всегда сопровождал добрый конь.

«По берлинской мостовой
Кони шли на водопой
Шли, потряхивая гривой,
Кони-дончаки», – поется в известной песне.

- В 1910 году донские лошади произвели фурор на Всероссийской конской выставке в Москве, - делится Дмитрий Савицкий. - Порода была признана таким же национальным достоянием, как и орловский рысак. Перед Первой мировой войной дончаками комплектовалось около 50% кавалерии царской армии. Тем обидней, что сегодня славная порода находится на грани исчезновения.

ПОСТРОИЛ ВСЕ САМ
В попытке спасти ее Дмитрий и Надежда приобрели участок в поселке Новонатальин Кагальницкого района, где основали Территорию дончаков «Гелиос». Здесь они создали для животных условия, максимально приближенные к естественным: лошади содержатся на больших огороженных площадках (паддоках), на каждой есть домик – шелтер – без дверей и перегородок.

- Донским лошадям нужны стены, защищающие от ветра, и крыша, спасающая от осадков и палящего солнца. Запирать их в маленькое пространство негуманно, - продолжает Дмитрий.

Дончанин построил все сам – платить рабочим было нечем. Сейчас у супругов живут 15 лошадей, включая дикого мустанга по кличке Персефона. В «Гелиос» она попала случайно...

ДВА ДНЯ НА КВАДРОЦИКЛЕ, ПАРОМЕ И В АВТО
Персефона родилась на острове Водном в Орловском районе, где обитают дикие лошади. Ее мама умерла от болезни. В природе лошади не выкармливают чужих жеребят, поэтому она была обречена на гибель. Ученые, которые наблюдают за жизнью мустангов в заповеднике, не смогли пройти мимо и стали искать приют для трехнедельного жеребенка.

- Мы решили рискнуть, - вспоминает Надежда. - Персефону везли к нам сначала на квадроцикле, потом на пароме, затем на заднем сиденье авто. Двое суток она была без еды. К счастью, нам удалось приучить свою кобылу, у которой уже был жеребенок, выкармливать сироту.

Так Персифона с молоком приемной матери влилась в донской табун. Только здесь ее стали звать Персик.

ВЕРНУТЬ «ЗОЛОТЫМ» КОНЯМ «ЗОЛОТОЙ ВЕК»
В «Гелиосе» люди могут общаться с животными совершенно свободно, не опасаясь, что их затопчут или укусят. Наоборот, дончаки с интересом подходят к гостям и норовят облизать. Надежда и Дмитрий с раннего возраста учат лошадей доверять людям.

Ростовчане мечтают возродить породу, но признаются, что конный клуб – убыточное предприятие. Источники дохода в этой сфере невелики – продажа немногочисленных жеребят, экскурсии, фотосессии и творческие мероприятия... Супруги содержат дончаков на деньги, вырученные от своей основной работы – они занимаются грузоперевозками.

Так что проблем у энтузиастов немало. В основном, они касаются инфраструктуры. Например, необходимы денники для заболевших животных и новорожденных жеребят.

- Нужно создать комфортные условия и для посетителей. Ведь с наступлением холодов желающих приехать к нам становится меньше. В идеале, мы бы хотели построить глэмпинг, чтобы человек мог оставаться на ночевку.

Если ростовчане начнут работать в плюс, то смогут разводить и содержать больше дончаков.

- На сегодняшний день ситуация плачевная. Некогда многочисленная порода, на которой наши предки гнали врага в Париж и Берлин, перешла точку невозврата. Численность конематок составляет чуть более трехсот голов - минимальным для породы считается тысяча.

Остается надеяться, что в наступающем году Лошади найдутся благотворители, которые помогут вернуть «золотым» коням их «золотой век».
Exit mobile version