«Не могу смотреть на их фотографии». В 58 лет офицер-воспитатель отправился на СВО вслед за погибшими выпускниками кадетского корпуса
Мария Гиченко
Валерий Олиферовский из Ростова ушел в зону спецоперации в 58 лет, а спустя два года погиб в бою. Его оплакивали родные, друзья, сослуживцы и юные кадеты, у которых Валерий когда-то был офицером-воспитателем.
ЗАКРЫЛ СОБОЙ ЖЕНЩИНУ Большую часть жизни Валерий служил в правоохранительных органах: сначала в патрульно-постовой службе, затем в ОМОНе. Мужчина прошел две чеченские войны, но даже в тяжелых сражениях оставался человеком.
- Однажды во время обстрелов отец закрыл собой жительницу республики. Семья спасенной женщины приняла его как родного. Особенно ее брат, с которым они постоянно были на связи и приезжали друг к другу в гости, - вспоминает старшая дочь героя Алена.
Выйдя на пенсию, Валерий устроился работать офицером-воспитателем в кадетскую школу. Дети его обожали. Однажды второклассник с волнением в голосе рассказал наставнику, что хочет быть похожим на него. Снял фуражку, а под ней... лысина как у Валерия. Когда мужчина вошел в класс, то увидел еще нескольких ребят, которые постриглись «под офицера-воспитателя».
СОВЕТСКАЯ КАСКА Началась специальная военная операция. На стенде в кадетском корпусе стали появляться фотографии выпускников с траурными лентами. И Валерий не выдержал.
- Не могу смотреть на эти снимки. Совсем еще мальчишки - кому 21 год, кому - 23. Они и пожить толком не успели. Я пригожусь на передовой, мой опыт, знания нужны в окопах, - так офицер объяснил родным решение отправиться в зону СВО.
Старший прапорщик подписал контракт и ушел служить штурмовиком. В ноябре его рота удерживала позиции в поселке Крынки под мощным натиском врага. Молодые бойцы растерялись и думали отступать. Валерий остановил их личным примером: он и еще несколько его товарищей не сдвинулись с места. Атака была отбита, но во время нее Валерий получил контузию.
СКАЗАЛ, ЧТО ПОРВАЛ ШТАНЫ В составе штурмовой группы ОМОН - такой позывной взял Валерий - вел прицельный огонь по врагу из гранатомета. Бывали моменты, когда орудие заедало, но боец хладнокровно чинил его под пулями и продолжал стрелять. Во время одного из заданий мужчина получил ранение в ноги.
- Отец сообщил об этом в своей шуточной манере - позвонил и сказал, что порвал штаны. Несколько осколков врачи достали, а один так и остался глубоко в мышцах.
После трех контузий у бойца ухудшилось зрение и слух, его шатало при ходьбе и мучили головные боли - уже и таблетки не помогали. Но ОМОН никогда не отсиживался в блиндаже и продолжал участвовать в самых опасных заданиях.
Пока старший прапорщик был на передовой, родственники и друзья отправляли в подразделение гуманитарную помощь. Больше всех старался кадетский корпус: собирал продукты, медицинские изделия, писал письма поддержки...
ПОДОРВАЛСЯ НА МИНЕ Валерия не стало 28 августа 2024 года. Это случилось, когда бойцы шли на наблюдательный пункт. Дончанин был впереди и подорвался на мине, которую ночью сбросил вражеский дрон. Взрыв задел всех, но основной удар пришелся на ОМОНа. Ему оказали первую помощь, но шансов на спасение не было: осколки задели жизненно важные органы.
Валерия похоронили на аллее Славы в Ростове. Проститься с ним пришли боевые товарищи по Чечне, сослуживцы-омоновцы, воспитанники-кадеты, родственники... За несколько дней до гибели ОМОНа ушел из жизни его чеченский друг.
Валерий Олиферовский был дважды награжден медалью «За отвагу»: во время чеченской кампании и в ходе спецоперации. Также он был удостоен ордена Мужества посмертно.
У Валерия остались дети и внуки. Младшая дочь Катя учится в кадетской школе, где работал ее отец. А когда ребятам задали сочинение на тему «Мой герой», почти все написали о своем офицере-воспитателе.