20.08.2023

Монахиня устроила в доме богадельню для сотни брошенных стариков

Матушка Николая приютила в своем доме в Алчевске в ЛНР больше ста брошенных стариков: без ног, без рук, умирающих от...
Матушка Николая создала богадельню для никому не нужных инвалидов и стариков. Фото: Из архива героини публикации

Матушка Николая приютила в своем доме в Алчевске в ЛНР больше ста брошенных стариков: без ног, без рук, умирающих от рака, слепых, парализованных… Тех, кого оставили собственные дети.

На днях ростовчане приехали в приют, чтобы поддержать монахиню и ее подопечных. Матушка Николая рассказала «КП-Ростов-на-Дону», как у нее находят кров и заботу все, кто оказался никому не нужен.

ЖДУТ ДО ПОСЛЕДНЕГО ВЗДОХА

Когда матушку Николаю просят забрать ставшего обузой родственника, она идет на хитрость.

  • Я говорю, что у нас приют для бездомных, что здесь плохие условия: водятся крысы и тараканы. Эта маленькая ложь во спасение, в надежде, что люди передумают. Но она никого не останавливает, — вздыхает монахиня. — Желающих избавиться от пожилых членов семьи много. В нашей богадельне жила бабушка, у которой было девять родных детей!

Тетя Лида живет в приюте несколько лет. Неходячую мать в приют привезли два сына.

  • Видно, что это обеспеченные люди, но почему-то они оставили маму у нас. Появлялись всего пару раз, да и то, чтобы узнать: жива она или нет, — рассказала матушка Николая. — Всякий раз, когда я пытаюсь заговорить с сыновьями о маме, прошу забрать ее домой, они спешно уезжают. Когда я звоню — не берут трубку. У них есть жены, собственные дети, но они тетю Лиду не проведывают.

Как-то монахиня предложила пожилой женщине поехать домой и добиться справедливости: ведь у той есть квартира, она не должна жить в приюте для бездомных. Через какое-то время тетя Лида протянула ей горсть конфет со словами: «Матушка возьмите, это от моих сыночков. Они приезжали меня проведать и привезли гостинцы».

  • Вот только эти конфеты я сама дала ей в полдник. Мне стало так ее жаль, что больше я эту тему не затрагивала, — с болью в голосе говорит матушка Николая. — Тетя Лида, как и многие, надеется увидеть родных. Собирает для них сладости. И очень страшно бывает, когда человек умирает, а в тумбочке у него остаются фрукты и конфетки, которые он берег для своих детей и внуков, но которых так и не дождался.

А вот за справкой о смерти родственники приезжают из Москвы, Питера, и даже из-за границы. Не хотят упустить даже маленькой выгоды в виде наследства.

УМИРАЮТ ОТ ТОСКИ

Бывает, что брошенный всеми человек умирает от тоски. От боли предательства.

  • Матушка Николая никогда не забудет мужчину без ног, которого привезли в богадельню жена и взрослый сын. Они не скрывали, что родной человек стал для них обузой.
  • Дедушка проплакал всю ночь, а под утро умер, — говорит монахиня.

Одна женщина привезла в приют свою приемную мать. Та взяла ее из из детского дома и вырастила как свою. Но когда самой маме потребовалась забота, дочь от нее отказалась.

  • Женщина рассказала, что ей надо уезжать с мужем, а сводные братья оставили ей эту проблему — при этом она показала на мать, — говорит создательница богадельни.

Сначала матушка Николая воевала с такими родственниками, а потом поняла, что старикам будет лучше в приюте, чем с ними.

  • Были случаи, когда пожилых людей нам привозили с проломленным черепом, с синяками по всему телу, — вспоминает монахиня. — Часто это были жертвы сыновей-алкоголиков, которые били родителей, чтобы отобрать у них пенсию.

Одну такую бабушку в приют тайком привезли соседи — хотели спасти от сына. Но пожилая женщина тосковала и просилась домой.

  • Мы так и не смогли ее отговорить. А через две недели ее нашли мертвой на балконе, — продолжает собеседница.

ЧУДОМ ВЫЖИЛА В ПОЖАРЕ И ПОПАЛА В ПРИЮТ

Судьбы у живущих в приюте разные, но все одинаково трагичные. Например, бабушка Нина чуть не погибла во время пожара.

Слепая онкобольная женщина жила одна в городе Красный Луч. Два года назад в ее доме случился пожара — то ли уронила спичку, то ли не уследила за печкой. Из дыма и пламени незрячую бабушку вывела кошка — хозяйка выползла на ее голос. Позже добрые люди привезли ее в приют.

  • Первое время я подходила к ее кровати, прислушивалась: дышит или нет, — признается матушка Николая.

Бабушка Нина выжила. Кроме того, в Луганске ей сделали операцию, после которой она поправила здоровье. Теперь каждый день пенсионерка встречает с улыбкой.

У пожилой женщины есть родственники, но они ее не забирают. Сами живут на съемной квартире.

  • Я не пойму этого никогда. Телевизор занимает в комнате больше места, чем старенькая больная мать, — говорит монахиня.

НИКТО НЕ ИЩЕТ

Матушка Николая забирает пожилых людей с улицы, из больниц, из разрушенных снарядами домов. Среди таких найденышей — Людмила.

  • Я встретила Люду в городе Рубежное, куда приехала кормить бездомных. Она сидела с банкой тушенки и не знала, что с ней делать, — вспоминает монахиня. — Ее квартиру разбомбило. Семья погибла. Сама она помутилась рассудком.

Людмила не разговаривает и почти все время задумчиво сидит в сторонке. Но зато ей больше не грозит голодная смерть на улице.

Еще одна женщина — Валентина — тоже жила в Рубежном с дочерью. Вместе бежали от обстрелов, когда в дом попал снаряд.

-У меня онкология, я перенесла шесть операций и попала сюда. А дочь лечится в психиатрической больнице. Но зато живые, — говорит Валентина.

У женщины есть старшая дочь но после боевых действий в Рубежном, связь с ней пропала. Найти девушку пока не удалось.

МЕСТО ДЛЯ ВСЕХ

Большинство пожилых людей в богадельне не имеют документов и не получают пенсию. .А у матушки Николаи просто нет времени и сил восстанавливать их паспорта.

  • Моя задача — человека приютить, накормить, окружить заботой и, если нужно, похоронить по-христиански, — говорит монахиня.

Богадельня всегда переполнена людьми. Матушке Николае даже пришлось съехать в другой дом вместе с приемными детьми — их у нее десять.

Мест в приюте нет, но каждый раз они чудесным образом находятся.

  • У нас заняты все чердаки, сараи, флигели. Курятник переоборудовали для лежачих бабушек, голубятню — для слепых. Тесно, просто беда, но лучше так, чем на улице, — говорит жительница ЛНР

Монахиня постаралась создать для брошенных стариков маленький райский сад, чтобы они провели остаток жизни в красоте и уюте. Двор богадельни украшают цветники и живописные беседки. В комнатах — картины, вышитые подушки, цветные коврики.

Кроме обездоленных людей, в приюте много животных — в основном, домашние питомцы бабушек и дедушек. Ведь как это ни грустно, но кошки и собаки оказались привязаны к своим хозяевам больше, чем их собственные дети.

Ростовчане из службы «Милосердие-на-Дону» привезли в приют благотворительный груз. Собрать его помогли неравнодушные жители города.

Желающие поддержать богадельню матушки Николаи могут связаться в ней через редакцию «Комсомольской правды» — 8-909-409-00-00.