Мечи самураев и фарфор императоров. В Ростове можно увидеть искусство Востока XII века
Екатерина Попова
В Ростовском музее изобразительных искусств работает выставка «Искусство Востока». Здесь, в открытом хранении, собраны произведения искусства с XII по XX век из Китая, Японии, Индии и Вьетнама.
Мы побывали на экспозиции и увидели работы китайских мастеров XII века. А экскурсовод рассказала нам несколько интересных легенд, связанных с экспонатами.
Китайские древности и их тайны
Первый и самый большой раздел выставки посвящен Китаю. Там можно увидеть скульптуры XI - XIII веков, а также фарфор, созданный с XVIII до середины XX века. Среди него есть и вещи времен «трех императоров» - это рубеж XVII и XVIII столетий. Есть и более поздние изделия. Например, фигура божества долголетия Шоу Сина, большие парные вазы для хранения чая, однотонные сосуды с глазурью «цвета чая» и «цвета ржавчины», а также белый фарфор без росписи. Здесь же можно увидеть и резьбу по слоновой кости. Эти работы созданы в конце XIX - начале XX веков. Среди них - фигурки «восьми даосских бессмертных». - Восемь даосских бессмертных - это группа легендарных героев, которых стали почитать как святых еще в XI - XII веках. С каждым из них связано множество удивительных историй, - рассказывает работник музея. Так, Хэ Сянь-гу, хранительница домашнего очага, летала через горы и управляла жизненной энергией. Другой бессмертный, Хань Сянцзы, бросил работу чиновника и стал философом, отправившись искать истину в учении Дао. Хань Сянцзы своей волшебной флейтой заставлял все вокруг расцветать, а еще умел делать вино из воды. Судьба королевского дяди Цао круто изменилась из-за проступка брата. Чувство стыда заставило его оставить двор и отправиться в странствия с золотым пропуском от императора. Ли Тегуай — самый древний из восьми бессмертных, ученик и современник самого Лао-цзы. В народе его знают как врача, который носит свои лекарства в тыкве-горлянке. - Однажды Ли Тегуай оставил свое тело в пещере на своего ученика, а сам отправился в путешествие. Ученик, не дождавшись учителя, через шесть дней сжег его тело. Вернувшись, Ли Тегуай не нашел своей оболочки и был вынужден вселиться в тело только что умершего хромого нищего. С тех пор он выглядит как нищий с костылем. Чжан Голао, воплощение белой летучей мыши, путешествовал на удивительном муле, которого мог превращать в бумажную фигурку. А Лань Цайхэ, вечный юродивый с корзиной цветов, летом ходил в шубе, а зимой спал на снегу. - Главным среди них считается Люй Дунбинь с мечом, разгоняющим зло, постигший тщетность мирской жизни через вещий сон. Замыкает восьмерку Хань Чжунли с опахалом, воскрешающим мертвых.
200 слоев лака
Также в экспозицию входят и бронзовые изделия. Например, курильница XVIII века. А еще табакерки и флакончики для нюхательного табака, сделанные из горного хрусталя, фарфора, агата, цветного стекла и нефрита. Они датируются XVIII - началом XX века. К концу XIX - началу XX веков относятся сосуд для кистей из «мыльного камня», украшенный фигуркой попугая среди цветов подсолнуха, и ваза, выполненная в технике так называемого «пекинского» красного резного лака. - Эта техника очень сложная: она предполагает нанесение от 38 до 200 слоев лака на каждую заранее загрунтованную поверхность. При этом каждый слой отдельно сушится и полируется. Помимо произведений декоративно-прикладного искусства, на выставке есть работы художника Цзян Шилуня, жившего с 1927 по 2020. - Его работы выполнены в манере «гохуа». Это традиционная китайская живопись на шелке и бумаге водяными красками и тушью. Картины написаны в жанрах «шань-шуй», то есть изображение гор и вод, и «хуа-няо» - изображение цветов и птиц.
Тайны сунских скульптур XII века
На выставке также представлены каменные скульптуры «Двойники Хэ-хэ» - одни из самых древних памятников в коллекции музея. Они созданы в Китае в XII - XIII веках, в эпоху империи Сун - период расцвета китайской культуры, для которого был характерен поиск гармонии и единства после военных потрясений. - Согласно легенде, это могли быть братья, которые, преодолев конфликт из-за денег, примирились и превратились в духов гармонии. По словам экскурсовода, в руке одного из них - цветок лотоса, символ чистоты, у другого - коробка с жабой, приносящей богатство. - Названия этих предметов по-китайски звучат сходно: «хо-хэ», что и сделало их атрибутами двойников. Вероятно, эти изящные изваяния украшали один из дворцовых комплексов того времени.
Мечи самураев и японские нэцкэ
В японской коллекции музея также есть удивительные вещи. Особенно интересны маленькие фигурки-нэцкэ, которые делали в XIX - начале XX века. - Раньше у кимоно не было карманов, и с помощью таких фигурок к поясу крепили коробочки для мелочей. А еще есть побольше скульптуры - «окимоно», их ставили на стол для украшения. Здесь также можно увидеть, как искусно украшали самурайский меч. Его рукоять и ножны покрыты тончайшей резьбой по слоновой кости. Притягивают взгляд и другие вещи - бамбуковая трость и костяной пенал, на котором вырезаны даосские бессмертные, играющие на музыкальных инструментах. Отдельного внимания заслуживает японский фарфор XIX - начала XX вв. Японцы, переняв опыт у китайцев, создали свой неповторимый стиль. Обо всех экспонатах выставки не расскажешь. И чтобы по-настоящему прочувствовать загадочность Востока, лучше увидеть коллекцию своими глазами. Выставка продлится до конца года.