Ростовский ипподром, переживший войну, революции и смену эпох, завершает свою более чем вековую историю. Уникальный объект в центре города, где когда-то проходили не только скачки, но и первые авиашоу, парады и даже футбольные матчи, уступает место парку и застройке. О славном прошлом и непростом настоящем легендарного ипподрома рассказали ростовские краеведы.
ПЕРВЫЙ РОСТОВСКИЙ АЭРОДРОМ Краевед Александр Овчинников, пожалуй, по кличкам лошадей помнит историю ипподрома и погружает читателя в богатейшую историю популярнейшего в городе места, которая началась еще в XIX веке.
- На планах города он обозначен с 1896 года, а его история неразрывно связана с двумя обществами - Ростово-Нахичеванским Скаковым и Обществом поощрения рысистого коннозаводства.
Особое место в истории занимают первые годы его существования.
- В 1891 году газета «Приазовский край» писала о роскошном павильоне, построенном в византийском вкусе, - цитирует Овчинников. - Архитектор Лион создал настоящий архитектурный шедевр с куполами и изящной резьбой.
Уникальность места, по словам краеведа, - в его многофункциональности.
— В 1911-м ипподром стал первым ростовским аэродромом. Летчик Адам Габер-Влынский совершал здесь демонстрационные полеты с пассажирами. А в 1907 году на этом поле состоялся первый в Ростове футбольный матч. Здесь же проходили многочисленные ярмарки и парады трудящихся.
Помнит это место и Великую Отечественную. В начале войны здесь собирались бойцы Ростовского стрелкового полка народного ополчения, а во время оккупации фашисты разбили концлагерь, где были замучены 150 пленных красноармейцев.
ЗНАМЕНИТЫЕ ГОСТИ ИППОДРОМА Помимо военных лет в советское время ипподром продолжал оставаться центром спортивной жизни.
- Здесь сформировалась одна из лучших в стране школ наездников, - с гордостью отмечает краевед. - Генерал-майор, Герой Советского Союза Павел Брикель после войны долгие годы шефствовал над ростовским ипподромом.
История этого места богата и выдающимися посетителями.
- Еще в дореволюционное время президентом Скакового общества был генерал-майор и Ростовский-на-Дону градоначальник Иван Зворыкин, - рассказывает Овчинников. - А в 2008 году на трибунах ипподрома встречали сразу двух руководителей страны - президента и премьер-министра.
УНИКАЛЬНАЯ ТРАССА
С тех пор, как ипподром попал в частные руки, перспектива его застройки все эти годы вызывала опасения. Краевед Александр Кожин подробно объясняет юридические перипетии.
- «Ростовский Ипподром» как юрлицо был зарегистрирован в 2001 году. То и дело в городе активно циркулировали слухи о предстоящем освоении территории под многоэтажную жилую застройку.
Особую боль у общественников вызывает судьба уникальной трассы стипль-чеза.
- Это была одна из лучших в России для конных соревнований с препятствиями, - рассказывает Кожин. - Здесь готовились спортсмены международного уровня, а сейчас это наследие может быть безвозвратно утеряно.
В тот момент, когда подрядчик к основным видам деятельности юрлица прибавил строительство, общественники поняли: спасти объект можно только, пойдя на крайние меры, - признать его объектом культурного наследия. Собственнику это было крайне неудобно: с таким статусом без кипы документов даже коммуникации не заменить.
- Ключевая проблема - выполнение обременения 2006 года. Согласно документам, застройка территории старого ипподрома возможна только после строительства нового современного комплекса, а его предполагалось возвести на левом берегу Дона, в районе монумента «Тачанка». Это было железным условием, которое еще не выполнено.
ПОВЕЗ ЦВЕТНЫЕ КАРТЫ В СУД История попыток сохранить ипподром напоминает детективный роман.
- В 2019 году Ростовское отделение ВООПИиК добилось проведения общественных слушаний, где большинство участников высказалось за присвоение ипподрому статуса объекта культурного наследия, - вспоминает Кожин.
Однако последующие события развивались по драматичному сценарию.
- Нас поддержали эксперты ГАУ «Донское наследие». Но рабочая группа специалистов, приглашенных другими сторонами, проголосовала против. Мы второй раз подали заявку, но снова получили отказ. Пришлось пройти все судебные инстанции - от районного суда до кассации в Краснодаре.
Кожин с теплотой вспоминает момент, когда судьи там неожиданно встали на их сторону:
- Я показал им большие цветные карты Ростова-на-Дону позапрошлого века, где было ясно видно, что ипподром уже тогда был важным городским объектом и неразрывно связан с историей донской столицы. Совещание за закрытыми дверями продолжалось необычно долго, и когда вынесли решение отменить все предыдущие вердикты, мы поняли: справедливость восторжествовала. Дело отправили на новое рассмотрение в районный суд.
В 2023-м после перерыва скачки возобновились, только проводились уже с малым количеством зрителей, согласно требованиям безопасности. Зрелище даже без тотализатора все так же привлекало горожан. А летом прошлого года учреждение сменило собственника. Новый владелец изначально озвучивал планы по возведению на этой территории жилого комплекса.
Ситуация обострилась, когда коневладельцы столкнулись с проблемами при продлении аренды конюшен на осенне-зимний сезон. Им предложили оформить договор всего на месяц, что вызвало волну возмущения, поскольку содержание лошадей требует заблаговременной закупки большого объема кормов. Обращение с просьбой о сезонном продлении аренды было отклонено.
ПРОЩАНИЕ С ЭПОХОЙ Теперь славная история знакового для жителей донской столицы места подходит к концу. Как сообщили в ООО «Ростовский ипподром», организация прекращает деятельность 28 ноября 2025 года. Субарендаторам предложили вывезти лошадей, а на месте легендарного овала появятся парк и жилая застройка.
В правительстве региона напомнили, что власти не вправе диктовать новому собственнику, что делать со своим активом. Губернатор Юрий Слюсарь уточнил, что компания пришла с проектом «безликой многоэтажной застройки». Однако, по его словам, власти не пропустят такой проект.
- На данный момент мы жестко настаиваем на своем: на этом месте должен появиться большой парк с организацией культурно-общественных пространств, которых остро не хватает донской столице, - сообщил Юрий Слюсарь. - Также там могут быть размещены несколько зданий, которые станут архитектурными доминантами. Они должны не портить облик города, а наоборот, украшать его. Там разместится комфортное жилье со всей необходимой инфраструктурой. Но в центре все равно будет парк.
Глава региона также поручил провести встречу с коневодами. Он собирается обсудить с ними, как создать для них условия лучше прежних: какая нужна инфраструктура, строения, площадки.
- Встреча с коневодами - лишь первый шаг в этой работе. Будем вместе искать оптимальные решения.
Одних такой выход удовлетворил, другие не могут свыкнуться с мыслью, что ипподрома в центре города больше не будет.
- Это не просто закрытие спортивного объекта, - с грустью заключает Кожин. - Мы теряем последнее большое открытое пространство в историческом центре, место, где сохранилась подлинная атмосфера старого Ростова. Те, кто покупал квартиры в окрестных домах, делали это ради уникального вида, а теперь вместо живого сердца города мы получим совсем другое.