Икра за копейки и лодки вместо такси: как донские казаки встречали Пасху
Наталья Калюжная
20 апреля православные верующие встретили самый главный христианский православный праздник. О пасхальных традициях донских казаков в эфире радио «КП-Ростов-на-Дону» на частоте 89,8 FM рассказала старший научный сотрудник Старочеркасского историко-археологического музея-заповедника Галина Астапенко.
НАВОДИЛИ В ДОМЕ ИДЕАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК Как отметила краевед, накануне Пасхи казаки соблюдали 40-дневный Великий пост, поскольку были глубоко верующими людьми. Они много воевали и, если возвращались живыми с очередного похода, то расценивали это как Божью милость. Поэтому делали большие вклады в храмы и, конечно, соблюдали все православные традиции.
За пару недель до праздника наводили идеальный порядок в доме. Все тщательно убирали, особенно углы, в которых, как считалось, может обитать дьявольская сила. Стирали и крахмалили занавески и белье, белили курени, а измельченным донским камнем «деруном» натирали до блеска пол.
- Пол на Дону не красили, - подчеркнула Галина Даниловна. - Считалось, что крашеный пол холодный, и ходить босиком по нему неприятно. А некрашеный деревянный - это теплый пол, живой.
КАК КРАСИЛИ ЯЙЦА За неделю до Пасхи освящались веточки вербы. После этого она считалась у казаков целебной. Ее хранили в течение года, затем измельчали и скармливали домашним животным, чтобы живность была здоровой и плодовитой.
- Очень большое значение накануне Пасхи имел Чистый четверг: в этот день купались на рассвете. И уже затем приступали к приготовлению пищи для Пасхального стола: пекли куличи, готовили творожные пасхи и крашеные яйца.
Как рассказала специалист в области донских традиций, самым простым и доступным способом было окрашивание яиц с помощью луковичной шелухи. Создавали и «мраморные» шедевры с помощью линяющих лоскутков. Известны и так называемые «писанки»: сваренные яйца раскрашивали с помощью кисточки.
К ХРАМУ - НА ЛОДКАХ - Особенностью донских станиц было то, как именно добирались станичники в храмы на праздничную ночную Пасхальную службу. Разлив Дона всегда приходился на этот праздник. И поэтому они шли по мосткам или плыли на лодках из Старочеркасской. В каждом казачьем дворе была лодка, «каюк». Так что, несмотря на разлив, на богослужениях в эти дни в каждой церкви было очень много народа.
ОСЕТРИНА, СТЕРЛЯДЬ И МНОГО ЧЕРНОЙ ИКРЫ После праздничной службы, казаки всей семьей собирались за праздничным столом.
- Помимо куличей, творожной пасхи и крашенных яиц, было очень много мясных блюд: салтисон, чучук (чиненый желудок), домашние колбасы, запеченные целиком гуси, индейки, утки и куры.
В огромном количестве была рыба: заливная, жареная, запеченная, чебак или лещ, киляк, шемайка, донская сельдь, осетрина и стерлядь. И много черной икры.
Дело в том, что икра была неимоверно дешевой: на черкасском рынке 409 граммов черной икры стоили 10 копеек. В то же время, курица стоила дорого, 20 - 40 копеек, потому что кур на Дону было мало. Еще в конце XIX века Антон Чехов писал своей семье о том, что в Новочеркасске отведал сочных котлет с луком, великолепное Цимлянское игристое вино, а также черную икру. Очень популярна у казаков была икра, обжаренная вместе с капустой и запеченая в чебаке.
УЗВАРЫ И ЗАСАХАРЕННЫЙ ВИНОГРАД А еще очень много десертов казачки готовили из винограда, в том числе засахаренные фрукты.
Что касается напитков, на Пасхальный стол подавали разные узвары (так на Дону называли компот), кисели, чай и кофе. Причем «кохвей» традиционно пили в 11 часов дня. К нему подавали каймак, а на Нижнем Дону - донскую селедку. Конечно, на столе было вино, ведь казаки были превосходными виноделами, особенно в станицах Раздорская, Цимлянская и Пухляковская.
НАРЯДЫ И УКРАШЕНИЯ ДЛЯ БЕДНЫХ - Любимым же развлечением на Пасху в казачьих станицах были качели. Их устанавливали на открытом месте. Парни играли в мяч или горелки, а девушки водили хороводы с песнями. В станице Калитвянской устраивали и так называемые «бражные изгороди», украшенные зеленью и цветами. В них молодые казачки угощали накануне сваренной брагой.
Станичники ходили друг к другу в гости, приносили угощения для бедных казаков.
А первое воскресенье после Пасхи был днем свадеб и сватовства. На «Красную горку» девушки надевали свои лучшие наряды. Повсеместно устраивались массовые гулянья с хороводами и песнями.