22.05.2025

Эстакада Западной хорды пройдет над Кумженской рощей

Второй этап строительства Западной хорды - завершающий элемент Ростовского транспортного кольца, который должен разгрузить западную часть города и сократить транзитный...
Хорда пройдет по Кумженской роще в 180 метрах от мемориального комплекса. Фото: Дмитрий КУТЕПОВ
Хорда пройдет по Кумженской роще в 180 метрах от мемориального комплекса. Фото: Дмитрий КУТЕПОВ
Второй этап строительства Западной хорды - завершающий элемент Ростовского транспортного кольца, который должен разгрузить западную часть города и сократить транзитный поток по улице Малиновского. 
Однако проект вызвал вопросы у жителей, особенно в части сохранения Кумженской рощи и мемориальных объектов. В минтрансе региона рассказали «КП», как будет реализован проект без ущерба для исторических мест.

ТЕРРИТОРИЮ БЛАГОУСТРОЯТ
По проекту, эстакада пройдет на высоте от 9,5 до 23 метров. Ее ширина - 29 метров, из которых под пешеходный тротуар с велодорожкой отведены 2,53 метра. В двух точках - по обе стороны реки Мертвый Донец - для удобства горожан предусмотрены лифты и лестницы.

Под опоры будет вырублено 869 деревьев и 57 кустарников, но взамен проведут компенсационную высадку с превышением на 30% (точные места определят уже городские власти).

- После завершения строительства территорию под эстакадой благоустроят, и люди смогут свободно ходить под ней, - рассказала первый замминиста транспорта области Инна Володина.

Она отметила, что перед началом работ проведут археологические исследования, а после завершения строительства благоустроят территорию у памятника «Зенитчицам неба».

- В Кумженской роще никакие участки выкупаться не будут, - уточнила специалист.

При этом добавила, что в поселке Первомайка Ростова некоторые участки все же придется выкупать.

«НЕ ЗАТРАГИВАЕТ ПАМЯТНИКИ»
Один из главных вопросов - прохождение трассы в Кумженской рощей, где расположен мемориальный комплекс в честь воинов, освобождавших Ростов в годы Великой Отечественной войны. Также жители опасались, что строительство затронет памятные места, в их числе монумент на братской могиле, «Зенитчицам неба» и крепость «Донецкий городок».

Инна Володина в свою очередь объяснила, что хорда пройдет по Кумженской роще в 180 метрах от мемориального комплекса. И на земле в тех местах будут только опоры эстакады.

В свою очередь руководитель ведомства - министр транспорта региона Алена Беликова - также подчеркнула, что объекты культурного наследия не пострадают:

— Трассировка Западной хорды не затрагивает памятники. В некоторых местах дорога отодвинута от существующих трасс, чтобы минимизировать воздействие.

ЧТО ГОВОРЯТ ОБЩЕСТВЕННИКИ
- Любая хорда в любом большом городе, агломерации, помогает городу и дает возможность освободить улично-дорожную сеть от ненужного грузового и иного вида транзитного транспорта, - считает завкафедрой логистики и управления транспортными системами Энвер Мамаев.

Общественный представитель и председатель поселка Первомайка Ольга Рачинская поделилась, что как и другие горожане, очень переживает за судьбу Кумженской рощи.

- Но сейчас я увидела собственными глазами, что ни один памятник и ни один объект культуры наследия не будут затронуты. Но все равно будем следить внимательно за строительством, - рассказала Ольга Рачинская.

ЧТО И КОГДА
В региональном минтрансе добавили, что в районе храма Преполовения Пятидесятницы и школы №77 по плану появится надземный переход. Он соединит обе стороны улицы Всесоюзной, включая железнодорожные пути.

- Сейчас переход здесь наземный, а после строительства он станет надземным, что в свою очередь безопаснее для пешеходов, - пояснила Инна Володина.

Кроме того, для снижения шума от движущегося транспорта на эстакаде установят защитные экраны высотой 3,5 метра.

Однако сроки реализации проекта пока не установлены, отметила министр транспорта.

- Есть два механизма финансирования, - объяснила министр транспорта области. - Первый – это инвестиционный проект какого-то формата. Второй - прямое финансирование: региональное либо федеральное. И мы работаем над инвестиционными проектами для того, чтобы найти максимально выгодное соотношение для региона, инвестора и федерации.

Также Алена Беликова добавила, что если удастся найти средства, то работы могут начаться в 2027 году. Пока же все упирается в достаточно сложную финансовую ситуацию.