21.05.2025
Дневник войны. В Ростове впервые открылась выставка с фронтовыми рисунками из Сталинграда
В Ростове-на-Дону работает выставка «Фронтовой рисунок», организованная Ростовским областным музеем изобразительных искусств совместно с музеем-заповедником «Сталинградская битва». Экспозиция представляет 70...
В Ростове-на-Дону работает выставка «Фронтовой рисунок», организованная Ростовским областным музеем изобразительных искусств совместно с музеем-заповедником «Сталинградская битва». Экспозиция представляет 70 графических работ, созданных непосредственно в годы Великой Отечественной войны. И проводится в донской столице впервые.
ОКОПНАЯ ПРАВДА В КАРАНДАШЕ
- Эти рисунки - своеобразный дневник войны, где передаются впечатления, переживания и сокровенные мысли, - отмечают организаторы. - Они сочетают в себе художественную выразительность и документальную точность, передавая не только события, но и дух того времени.
Как отмечают в музее, если военные события 1941 - 1945 годов хорошо документированы, то культурный и духовный контекст той эпохи изучен гораздо меньше. В этом плане фронтовые рисунки представляют особую ценность – они позволяют по-новому взглянуть на военное время через призму личных переживаний их создателей. Художники делали зарисовки, находясь на фронте, в партизанских отрядах, в сражающемся Сталинграде, в окопах...
– На сегодняшний день фронтовой рисунок вошел в историю мировой практики искусства как не имеющий аналогов.
ОБРАЗЫ ВОЕННОПЛЕННЫХ НЕМЦЕВ
Экспозиция разместилась в трех просторных залах, где представлены работы шести художников-фронтовиков. Открывает выставку коллекция Юрия Ворогушина, прошедшего боевой путь от Сталинграда до Восточной Европы. В годы войны он делал газетные зарисовки, карикатуры, плакаты и портреты героев.
Особенно интересно у него вышли портреты пленных немцев, которые он рисовал тушью на бумаге. На выставке представлены работы в профиль и анфас военнопленного Фридриха Плюссе и немецкого врача. Работы выбиваются из всех остальных висящих в зале яркостью, почти гротескностью образов на пожелтевшей от времени бумаге. Лица героев рисунков удрученны и даже не похожи на человеческие. Удалось художнику запечатлеть в своих зарисовках и Паулюса в Бекетовке под Сталинградом. Работы датируются 1943 годом.
Отходим в сторону и видим, как Юрий Владимирович изобразил на бумаге залп «Катюши» в Сталинграде. На переднем плане зритель видит тела погибших немецких солдат. А за ними - две боевые машины БМ-13. Рисунок выполнен в смешанной технике акварелью и тушью в 1942 – 1943 годах.
СКВОЗЬ ОГОНЬ И МИННЫЕ ПОЛЯ
Рядом с работами Ворогушина представлена коллекция Петра Баранова – бойца 5-й горной инженерно-минной бригады, прошедшего путь от Сталинграда до Праги и завершившего войну в составе 2-го Украинского фронта.
Среди представленных работ особое внимание привлекает карандашная зарисовка, запечатлевшая опаснейшую работу саперов 5-й инженерно-минной бригады по разминированию завода «Красный Октябрь». Художник с документальной точностью передал напряженные позы бойцов, хрупкое равновесие между жизнью и смертью.
По соседству расположился лаконичный эскиз парохода «Сталинец». А вот - блиндаж, в котором жили бойцы 110-го инженерно-минерного батальона 5-й инженерно-минной бригады РГК.
МОНОХРОМНАЯ ЛЕТОПИСЬ ВОЙНЫ
Следующий раздел выставки представляют работы Ильи Лукомского, чей стиль заметно отличается от предыдущих авторов. В экспозиции особого внимания заслуживают портрет командира 120-го гвардейского стрелкового полка гвардии майора Гумерова. Рядом висит изображение девушки из Сталинграда. Работы выполнены в технике акварельной гризайли, когда картину создают тональными градациями одного оттенка, в основном, серого.
А в карандаше Лукомский изобразил отдыхающего бойца Сталинграда. В перерывах между боями солдат присел на стул в каске, шинели и с ружьем в руках, устремив уставший взгляд в пол.
Кстати, в специальной витрине выставки представлены уникальные артефакты - личные вещи художника Ильи Лукомского. Это полевая пилотка – подлинный головной убор, который художник носил во время войны. А также четыре его кисти, которыми он создавал фронтовые зарисовки.
САПЕРЫ НА УЛИЦАХ, БОИ И ОФИЦИАНТКИ
Среди участников выставки – Евгений Комаров - художник, прошедший шесть фронтов: от Западного до 1-го Белорусского. В экспозиции представлен уникальный документ - его подлинная справка, разрешающая вести художественную работу в расположении частей 62-й армии по заданию Главного политического управления Красной Армии.
– Справка дана военному художнику Комарову Е.И. в том, что ему разрешается производить зарисовки в расположении частей 62-й армии в связи с его работой по заданию ГлавПУРККА, – написано в документе.
Художественное наследие Евгения Комарова включает впечатляющую серию работ, посвященных Сталинградской битве.
Вот - трогательная зарисовка двух официанток, пробирающихся сквозь заснеженные руины с ведрами воды и кастрюлями. Художник запечатлел характерную деталь - выглядывающую из-за пазухи одной из девушек поварешку.
Нашли мы и рисунок уличного боя в заводском поселке. Графическая работа передает хаос и напряженность сражения. Рядом – саперы на улице академика Баха.
ЗАПИСКИ ОФИЦЕРА И ЗАРИСОВКИ ХУДОЖНИКА
Творческое наследие Сергея Годыны представлено не только графическими работами, но и уникальной фотографией, запечатлевшей процесс создания фронтовых зарисовок. В экспозиции можно увидеть и снайпера на позиции, и ремонт танка в полевых условиях, и подбитый бронепоезд в 1943 году.
Углем на бумаге Годына изобразил бездыханные тела немцев. А справа от этой картины – «Йозеф из Нюрнберга».
В экспозиции кроме зарисовок представлены и исторические документы. Так, зрители могут рассмотреть записную книжку офицера Штрауса. В ней смешанные записи на немецком и русском.
– Начало штурма.., артобстрел.., бой.., – карандашные пометки о ходе боев.
Но описанные работы - лишь часть масштабной экспозиции. Полностью прочувствовать атмосферу военных лет можно в залах музея. Там вас ждут и графические свидетельства мародерства фашистов, и подлинные бланки для солдатских писем, и еще десятки уникальных фронтовых зарисовок. Выставка будет работать до июня.