10.11.2022

«Церковь всегда там, где человеку плохо»

Гостем студии радио «Комсомольская правда» в Ростове стал митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий. На волне 89,8 FM Глава Донской митрополии...
Гостем студии радио «Комсомольская правда» в Ростове стал Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий. Фото: Константин ХОДАРЕВ

Гостем студии радио «Комсомольская правда» в Ростове стал митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий. На волне 89,8 FM Глава Донской митрополии рассказал о том, как Церковь относится к специальной военной операции. Поговорили о священниках на фронте, о взаимодействии епархии с Вооруженными Силами РФ, об институте военных капелланов, о поддержке вынужденных переселенцев, мобилизованных дончан и их семей, а также о единственных союзниках России.

  • Владыка, здравствуйте. Прежде всего — спасибо, что нашли время прийти к нам. Сегодняшнюю повестку дня для СМИ определяет, конечно, СВО. С разных сторон слышится: «Почему Церковь молчит? Мобилизация — и так далее…». Если вы не против, поговорим с вами об этом?
  • Вопрос, может быть, самый важный и самый главный – «где же Церковь?». Отвечаю: «Церковь всегда со своим народом». Используем медицинскую терминологию: когда человек начинает чувствовать, как у него работает сердце, то говорят, что это сердце больное. Человек в нормальном состоянии, в здоровом, не должен чувствовать, как у него сердце работает. Тогда организм нормально функционирует. Тут то же самое — вопрос в отношении тех людей, которые спрашивают: «Где Церковь?»
    Конечно, хорошо, что эти люди ищут Церковь. Но это первое свидетельство того, что они сами вне Церкви. Потому что человек, который живет в Церкви – знает, где она и что она делает. Церковь не призвана делать политических эпатажных заявлений. Потому что в Церкви разные люди есть: разных политических партий, разных воззрений. Есть праведники, и есть грешники. Церковь принимает всех. Церковь – для всех. Если Церковь станет на чью-то сторону или начнет давать политические оценки, значит, для одних Церковь будет Матерью, а для других — мачехой. Этого не должно произойти!
  • И как тогда?
  • Церковь должна сохранять этот статус-кво, который изначально определен Богом. И в основе всего этого должно быть стремление к миру, любви, согласию. … Поэтому, если вы обратили внимание, то Церковь всегда там, где человеку плохо. Если это касается помощи гуманитарной – она рядом с теми, кто страдает. Если это касается помощи раненым, больным – она рядом с теми, кто испытывает эту боль. Если человеку нужна психологическая поддержка, духовная — Церковь тоже там. И на передовой, и здесь. Церковь всегда там, где она востребована. И мы не кричим об этом на каждом перекрестке, а просто работаем.

Священник должен сделать так, чтобы военный или гражданский человек вне зависимости от того, какова его деятельность, всегда чувствовал себя человеком. Чтобы он не терял свое человеческое достоинство. Чтобы он не превращался в животное, которым руководят одни рефлексы. Вот, эта задача Церкви. Чтобы человек почувствовал свою ответственность перед людьми и перед Богом. Нет, конечно, сначала перед Богом, а потом и перед людьми. Чтобы его поступки были ответственными. Чтобы он руководствовался здравым смыслом и логикой… Церковь этому служит. Поэтому, когда говорят: «Где Церковь?» — Церковь рядом со своим народом. Я отвечаю на этот вопрос совершенно ответственно: она всегда рядом с теми, кому плохо.
В Церкви есть Синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами, вводится институт военных капелланов, в Донской духовной семинарии готовится к открытию магистратура для подготовки военных священников. Что это тогда значит?

  • Это значит, что оружие в руках человека налагает на него сугубую нравственную ответственность. Он должен иметь твердые нравственные и духовные убеждения, его оружие не должно быть поднято против слабого, безоружного, мирного населения. Что он не должен использовать оружие, если это не обусловлено интересами защиты своего Отечества. Вот воспитание духовно сильного человека. Такой всегда была и остается российская армия.
    Ведь только духовно сильный человек, взяв в руки автомат или какое-то другое оружие, не будет потешаться над тем, кто этого оружия не имеет. Мы видим эти горькие, трагические явления, могу сказать – преступления в стане противостоящих России. И вот, Церковь должна помочь воину этот нравственный, духовный, высокий иммунитет укрепить. Даже тогда, когда тяжело, человек должен оставаться человеком. Это основной посыл Церкви. И военные священники делают все для того, чтобы поднять духовный, нравственный, патриотический уровень наших Вооруженных Сил. Церковь именно эти цели преследует. И в этом есть взаимозаинтересованность.
    «БОГУ НАДО ДОВЕРЯТЬ»
  • Священнослужители всегда поддерживали русских воинов и их родных духовно. Как сейчас это происходит?
  • Идут и матери, и сестры, и родственники, и молятся за своих. Священники напутствуют тех, кого призывают. Это слово проповеди, которое очень важно и нужно. Люди, которые идут служить, слову священника верят больше, чем словам других людей. Потому что слово священника касается самых глубин человеческой души. И мы видим, как это находит отклик. Вы поймите, что жизнь человеческая не принадлежит никому, кроме Бога. Только Он может этой жизнью распоряжаться.
    Сейчас прошла частичная мобилизация, уклонистов много… По-разному к этим людям относятся. Иной раз думают, что, если спрятался «за кордон» – он себе жизнь спас. Он за границу спрятался, он от военного призыва ушел, а там ему кирпич на голову упал, например… Вот и все. Все в руках Божиих. Не надо, конечно, нарываться ни на что. Но не надо и уклоняться. Есть такой хороший принцип в Церкви: «Ни от чего не отказывайся и ни на что не напрашивайся». Богу надо доверять. Не надо уклоняться от того, к чему тебя Господь призывает.
    — А кроме духовной поддержки какая-то материальная есть?
  • С 2014 года у нас идет процесс оказания помощи беженцам. Единственный пункт раздачи гуманитарной помощи при минимизации формальностей на сегодняшний день в Ростове — это Покровская Церковь на Северном. Каждый день люди получают примерно от 200 до 250 наборов продуктовых и бытовой химии. Ежедневно раздается около 500 килограммов одежды. С февраля по ноябрь было около 13,5 тысяч обращений семей, и всем оказали помощь. Если в цифровых выражениях – это около 130 миллионов рублей, 450 тонн грузов…
    Понятно, что это не только наша епархия делает. Ростовская епархия – небольшая по численности. Помогают нам и смоляне, и Краснодарский край, и из-за Урала присылают помощь. Есть сейчас необходимость в донорской крови для раненых. В этом месяце у нас 150 священнослужителей кровь сдают. Около 8 миллионов рублей Ростовская епархия направила в помощь Донецкой епархии, когда храмы помогали восстанавливать после бомбежек. Около 80 человек у нас участвует в сестринском больничном служении. А вообще 250-300 добровольцев за счет своего личного времени приходят и помогают. А сколько помощи от приходов, которая не озвучивается? Я сейчас какие-то цифры перечислил, а сижу и чувствую неловкость. Потому что Церковь всегда занималась этим. Но может это еще один ответ на вопрос о том, где Церковь?
  • Напоследок, Владыка, если возможно, несколько слов напутствия для читателей и слушателей «Комсомольской правды»…
  • Ничего не бойтесь! Господь Россию никогда не оставит. Мы переживем эти трудные времена. Все будет хорошо! Не падайте духом, верьте Богу и поддерживайте друг друга.