23.07.2022

Следующая станция – «Танаис»: как недорого отдохнуть в 40 минутах от Ростова, рядом с древним греческим городом

Беру билет на электричку Ростов – Таганрог с конечным пунктом назначения – «Танаис». Кассирша пробивает чек на 74 рубля и...
Раньше в заповеднике рядом с «крепостью» проводились театрализованные представления. Фото: Анастасия ТАЛЫЗИНА.

Беру билет на электричку Ростов – Таганрог с конечным пунктом назначения – «Танаис». Кассирша пробивает чек на 74 рубля и желает счастливой дороги. До отправления остается 10 минут. Табло над выходом из вокзала показывает: 5 путь, 3 платформа. Стоит поторопиться.

Поезд отправляется, «прилипаю» к окну. Мимо пробегают станции. За домами и деревьями на солнце блестит гладь реки Мертвый Донец. И вот женский голос в громкоговорителе объявляет: «Следующая станция – Танаис». Приехали.

Прямо на станции за бетонной конструкцией встречаюсь с видом на частный двор, каменный забор которого напоминает стены старого города.

Вход охраняет черный кот. Ну, как — охраняет? Бедного «сторожа» сморил полуденный зной, и пушистик уснул в траве. Звоню – калитку распахивает колоритный мужчина с бородой лет 55. Объясняю, что интересует жизнь хутора помимо заповедника «Танаис», если такое возможно.

— Наш поселок называется хутор Недвиговка, — охотно отвечает Евгений Козюменко. — А древний город Танаис вместе с заповедником находится на его территории. Хутор же живет своей жизнью. И он весьма зажиточный. Здесь есть казачье самоуправление, атаман.

Евгений приехал в Недвиговку еще в 80-х. И помнит, как тут по раскопам бегали туристы, а местные археологи им все подробно рассказывали о древнем городе.

— Сейчас туристов стало поменьше, — сетует археолог. — Потому что заповедник обнесли забором, поставили сторожей и стали взимать плату.

КАМЕННЫЕ БАБЫ И ДРЕВНИЙ ГОРОД

Слова – словами, нужно посмотреть все своими глазами. Иду от станции по грунтовой дороге в гору. Первое строение, попавшееся на глаза – небольшой магазин. Как говорят местные, это продуктовый магазин РАЙПО, который здесь сохранился еще со времен СССР. А на другом конце хутора, в 500 метрах от первого, открыли современный сетевой супермаркет. Теперь местный народ там закупается. А этот служит для туристов, как диковинка.

По пути в заповедник встречаются вывески с указателями и карта городища – заблудиться сложно. Непросто городскому жителю пройти и мимо кустов с черной смородиной – в этом году точно хороший урожай. Да и абрикосы с алычой падают с веток прямо на прохожих.

Поднявшись на гору, вхожу в металлическую калитку. Иду дальше мимо свежих раскопов. На установленном табло написано, что здесь была западная часть города Танаис – значит, «Западный». Эта часть заповедника забором не огорожена.

А вот справа виднеются старые раскопы и установленные на них деревянные помосты. По этим «коридорам» под уже палящим солнцем гуляют одинокие туристы. Вход в лабиринт охраняет сторож. Ну, как — охраняет? Его тоже сморило – дремлет.

Захожу во двор музея. Девушка при входе спрашивает, не заблудилась ли я. Отвечаю, что скорее нашлась, чем заблудилась. Сразу справа от входа – целый ряд обнаруженных на раскопках каменных баб — кто без рук, кто без ног, а кто и вовсе без головы.

Касса в заповеднике соединена с сувенирным киоском. Здесь можно купить новодельные а-ля греческие амфорки, памятные монеты, буклеты и книжки про город Танаис. Цены от 200 до 400 рублей – относительно недорого. Тут же продаются билеты на раскоп и в музеи. На городище — 100 рублей, столько же — в музей. Экскурсионное обслуживание — 700 рублей для группы детей и 800 — для компании взрослых. Аудиогид — 300.

Лично мне хочется пройтись между стенами бывших домов, представить себя жителем города, «ощутить эпоху своей кожей» — как это позволяет, например, заповедник Херсонес Таврический. Но тут нельзя. Поэтому я иду дальше.

Ныряю в тенистую аллею, где по обе стороны когда-то стояли жилища танаитов. Дорожки между строениями выложены все тем же древним камнем. Попадаю на площадку со столами и скамьями – видимо, здесь в свое время отдыхали работающие на раскопах археологи. Сейчас тут время словно остановилось: краска на столах и скамейках тихо отшелушивается. Зато хорошо достать из рюкзака свой бутерброд с колбасой и воду, чтобы перекусить.

После обеда выхожу на поляну со сценой. Здесь, рассказывают местные, проводятся театрализованные представления в греческом стиле и выступают барды. Но сейчас это — «солнцем выжженная пустыня».

Хочется снова спрятаться в тенек. Но я поднимаюсь к противоположному входу в заповедник, куда обычно приезжают на машинах. Встречает гостей «Танаиса» каменное половецкое изваяние.

В сложенные руки скифской бабы приезжающие вкладывают монеты – стремятся обогатиться. Оставляют свое «послание» и птицы, решившие отдохнуть на голове древней женщины. Что ж, интересно, но жарко. С реки доносится счастливый крик детей, катающихся на «банане». Наверно, у воды сейчас больше людей, чем в заповеднике…

«РАНЬШЕ ИКРУ ВЕДРАМИ ЕЛИ»

Спускаюсь к реке по улице Набережной. Поворачиваю в первый попавшийся переулок. Передо мной — река. Подхожу ближе и вижу, что гладь воды заросла водорослями и покрылась тиной. Слева от прохода — металлические полозья, по которым лодки спускают из зимнего гаража на воду. К ним примыкает рыбачий мостик.

На мостике — пожилой рыбак разматывает поплавочную удочку. Только пришел. Подхожу, завожу разговор. Оказывается: приехал погостить к внукам и вырвался на рыбалку.

— В свое время мы тут такую рыбу ловили! — вспоминает Николай Егорович. — В 50-60-е — осетров и раков. А черную икру ели ведрами. Не то что сейчас — красноперка с ладонь.

Вытаскивая рыбку, мужчина вспоминает о былом — и не может поверить. Но и у красноперки с ладошку находится «потребитель» — на мостик приходит местный кот и усаживается рядом с рыбаком.

Как объяснил первый мне встретившийся местный житель Николай Козюменко, речка обмелела. Она была перегорожена в районе Кумженского моста. Поэтому поток воды, который из Дона шел отчасти туда, пошел в сторону Азова. В результате в реке исчезли раки и измельчала рыба. Лодок на реке тоже стало меньше. Говорят, ужесточились требования Рыбнадзора, поскольку в 1990-2000-е здесь вылавливали рыбу вплоть до мальков.

Мимо на катере лихо мчатся отдыхающие и машут руками. От «припаркованной» к мостику моторки при возникновении волн расплываются бензиновые пятна.

КУПАНИЕ СО ЗМЕЯМИ

Слева у берега плещутся ребятишки — местные обустроили песчаный пляж. Подхожу и вижу, что все взрослые, приехавшие сюда на машинах с прицепами для моторок, загорают на песочке. А в воде купается в основном ребятня. Около берега замечаю испуганную змейку, которая по воде «удирает» от детворы в кусты камыша и в тину. После этого окунуться как-то не тянет — максимум зайти по колено в воду.

После усаживаюсь на берегу. «Грибков» здесь нет — поэтому сгореть можно быстро. Есть два варианта — укрыться или «зарыться» в песок. К слову, чтобы построить песчаный замок, песка на пляже достаточно.

Вот к берегу причаливает моторная лодка с отдыхающими. Вокруг пляжа стоит штук семь машин с прицепами. Желающих же прокатиться на сапе на этом пляжу нет ни одного. Видимо, из-за волн от катеров реально перевернуться.

Но пора в обратную дорогу. На станции начинает собираться народ. Ребенок радуется увиденной им еще издали электричке.