24.07.2022

Ростовский урбанист рассказал, как проложить наземное метро из центра к старому аэропорту

В Ростове урбанист предложил сделать из городской электрички наземный метрополитен. По его мнению, для этого нужно убрать грузовые поезда и...
Эксперт отмечает, что городская электричка будет двигаться быстрее и решит вопросы сообщения между дальними районами . Фото: Михаил ФРОЛОВ

В Ростове урбанист предложил сделать из городской электрички наземный метрополитен. По его мнению, для этого нужно убрать грузовые поезда и продлить электричку в крупнейшие микрорайоны донской столицы. Руководитель сообщества «Урбанистика — Ростов-на-Дону» Артемий Зайцев рассказал корреспонденту «КП — Ростов-на-Дону», каким образом можно проложить линию наземного метро до старого аэропорта и Вересаево.

СДЕЛАТЬ СТАНЦИЮ ЭЛЕКТРИЧКИ В ЗДАНИИ АЭРОПОРТА

  • У нас министерство строительства Ростовской области занимается старым аэропортом, а министерство транспорта — городской электричкой, — говорит урбанист. — И они между собой не взаимодействуют. По крайней мере, я не видел предложений о том, чтобы в старый аэропорт ходила электричка. А, между прочим, старый аэропорт вместе с Вересаево, Верхней Александровкой и ЖК «Сокол Град» уже являются крупным центром формирования пассажиропотока. Поэтому эту историю можно рассматривать всерьез. Сейчас там есть два транспортно-пересадочных узла — архитекторы планировали один в районе здания аэровокзала, а второй — в самом конце аэропорта.

Артемий Зайцев предлагает сделать в здании аэровокзала одну станцию наземного метро, а вторую станцию — в районе Вересаево. Таким образом, электричкой будет охвачено все население Александровки, Вересаево и старого аэропорта, считает собеседник.

КАК СТРОИТЬ: В ВЫЕМКАХ ИЛИ НА ЭСТАКАДАХ

По мнению урбаниста, новую линию городской электрички можно строить в выемках.

  • Берется территория, на глубину 7 метров раскапывается яма и делается железнодорожный путь, — поясняет эксперт. — В этой выемке есть склоны. И все вместе это занимает очень небольшое место. Таким образом, можно построить наземное метро недорого. Мы просто вынимаем грунт, делаем дороги, пересечения, мосты и делаем дорогу. Это одна цена.

К другому варианту создания линии наземного метро можно прибегнуть, если территория будет распланирована, и не останется свободного места, — вместо панелей строить эстакады. Их возведение Артемий Зайцев оценивает в 6 миллиардов рублей за километр. Поэтому эстакады — это весьма недешевое удовольствие.

  • Но если посчитать всю стоимость наземного метро от Левенцовки до старого аэропорта, то получается, что недорого, — подчеркивает урбанист. — Гораздо дороже обойдется строительство нового прямого метро. А так мы к действующей инфраструктуре присоединяем новый участок.

ЧТО ИЗОБРАЖЕНО НА ПРОЕКТЕ УРБАНИСТА

Свою идею Артемий Зайцев изложил в своем блоге «Урбанистика — Ростов-на-Дону». Там он изобразил в чертежах 3,5 километра эстакад. На эстакаде обозначены станции: двойная станция «ТПУ Старый аэропорт», содержащая отдельные пути для приема пригородных электричек и для городской электрички, и станция «парк Вересаево», охватывающая всю верхнюю Александровку, ЖК «Сокол-Град», ЖК «Вересаево» и дальнюю часть аэропорта, где нет трамвая. Урбанист предусмотрел продление электрички в сторону «Меги» и аэропорта Платов.

На одном из чертежей поезд сначала входит в Александровскую рощу, а потом выходит. То есть маршрут получается не тупиковый, а проходит через весь район и охватывает большое число пассажиров.

В ЧЕМ РАЗНИЦА СКОРОСТНОГО ТРАМВАЯ И ГОРОДСКОЙ ЭЛЕКТРИЧКИ

Ранее власти анонсировали создание в Ростове-на-Дону скоростного трамвая. Но, по мнению Артемия Зайцева, скорость такого трамвая будет невысокой. Он считает, что если транспорт будет ездить со всеми остановками, то его скорость составит максимум 18 километров в час. Двигаться быстрее трамвай будет только на отдельных участках. Например, на проспекте Стачки, где остановок будет меньше, его скорость может увеличиться до 24 километров в час. И как раз этот транспорт и будет считаться городским скоростным трамваем.

  • Но это крайне будет тяжело сделать, — объясняет урбанист. — Нужно будет пропускать остановки, обосабливаться, делать пересечения в разных уровнях. Это сложно и дорого. И вы при этом получаете только один участок. А трамвай длинный. Если сделать маршрут трамвая от старого аэропорта, то путь займет больше часа. И это будет уже далеко не скоростной транспорт. Сейчас обсуждается вопрос о том, чтобы сделать скоростной участок на эстакадах, но это не есть «скоростной трамвай». поскольку он будет ехать медленно в центре и в Нахичевани.

Эксперт отмечает, что городская электричка будет двигаться быстрее и решит вопросы сообщения между дальними районами.