07.06.2022

Многократные пересдачи и паника: ростовский учитель рассказал о заданиях ЕГЭ и подготовке к нему

У выпускников горячая пора: они сдают последний ЕГЭ по обязательному предмету. Позади месяцы, а то и годы тяжелой подготовки, а...
Испытания для ребят — не только на проверку знаний, но и на стрессоустойчивость. Фото: Алексей БУЛАТОВ.

У выпускников горячая пора: они сдают последний ЕГЭ по обязательному предмету. Позади месяцы, а то и годы тяжелой подготовки, а впереди — напряженное ожидание результатов испытаний.
Анна — учитель русского языка и репетитор с большим опытом. Преподаватель рассказала о заданиях, подготовке и панике до и после экзамена.

ОДНИ ПАНИКУЮТ, ДРУГИЕ НЕ УЧАТСЯ

  • Есть такая тенденция. Ученики, которые активно занимались весь год, перед экзаменами теряют интерес и выгорают. Сказывается усталость, — делится педагог. — Я стараюсь в это время на них сильно не давить. Более того, некоторых нужно останавливать в их рвении, давать меньше заданий. Дело в том, что с таким темпом на экзамен они могут прийти в состоянии выжатого лимона. И в этом случае хорошего результата ждать не стоит.
    Обратная ситуация. Те, кто ничего не делал весь год, в последние недели перед экзаменом сходят с ума. И тут начинается: «Можно прийти на занятия завтра, послезавтра и вообще каждый день?» Такие ученики, наконец, начинают учиться, постоянно пишут, задают вопросы по заданиям. К сожалению, обычно эти перемены происходят даже не за месяц, а за две недели до ЕГЭ. Но лучше уж так. Бывает, что желание готовиться вообще не появляется.
    Есть немало школьников, которые записываются ко мне на занятия за месяц, а то и за недели до экзамена. Ситуации разные. Кто-то не уделял внимания русскому языку, потому что им не нужен этот предмет для поступления. Кто-то готовился самостоятельно, что не всегда плохо. Например, была девочка, которая весь год готовилась сама, а ко мне записалась, чтобы разобрать самые сложные задания. Она получила под 90 баллов. Уточню, что девочка — настоящая трудяга, не откладывала занятия и очень старалась. К сожалению, не у всех такая самодисциплина и сила воли.

ПОБЛАЖЕК НЕ ДАЮТ НИКОМУ

  • Радует, что в этом году контроль на экзамене был не таким жестким. Например, если во время прохождения рамки у школьника звенел ремень, его не заставляли снимать — поверьте, бывало и такое. Тестотехники относились к детям спокойнее, не было большого давления.
    Возможно, по этой причине обошлось без обмороков и истерик. Спокойно написали и пошли домой, хотя не всем попались легкие задания. У большинства традиционно возникали трудности с сочинением.
    В этом году попадались сложные и даже странные тексты. Например, про мыльный пузырь. Главный герой долго описывает, как он надувает мыльный пузырь и рассуждает. Чтобы понять смысл некоторых предложений, даже мне пришлось перечитать их несколько раз.
    На выполнение теста и сочинения дается всего 3,5 часа. Этого времени не хватает. Только на тест может уйти около часа. То же и с сочинением: нужно все обдумать, найти комментарии, сформулировать проблему, переписать с черновика.
    Не все мои ученики успели дописать сочинение. Одна девочка написала сочинение в черновике, но не успела перенести все на чистовик. Но поблажек никому не дают: у кого-то вырывают листок прямо из рук, кого-то начинают запугивать «санкциями».

«ПРОСТИТЕ, Я ВСЕХ ПОДВЕЛ»

  • После экзамена все выходят с разными впечатлениями. Один мальчик вообще был «никакой», на все мои вопросы отвечал: «Я хочу домой». Только к вечеру отдохнул, пришел в себя и рассказал, как все прошло.
    У другого выпускника началась паника. После экзамена прислал сообщение: «Простите, но я всех подвел». Начал рассказывать, что он сделал ошибки и в этом задании, и в том, а в сочинении вообще не привел литературный пример. Когда выговорился, начали спокойно разбирать ситуацию. Так, в сочинении вообще не требуется литературный пример, да и в большинстве заданий теста он не ошибся. Паника на ровном месте.
    А один ребенок позвонил мне и сказал: «Ну что, сдал я этот русский. Не понравилось, повторять не хочется, но все хорошо. Пойду поем».

ВСЕГДА МОЖНО ПОПРОБОВАТЬ ЕЩЕ РАЗ

  • Заметила, что в этом году дети меньше переживают по поводу ЕГЭ и не гонятся за высшим образованием. Возможно, влияет то, что все больше родителей относятся к поступлению проще, не требуют стать студентом во что бы то ни стало. Может, и потому, что появилось много профессий, которые не требуют «вышки».
    Мне это, скорее, нравится, чем нет. Хотелось бы, что дети не шли на экзамен с мыслью, что это определит всю их жизнь. Да, на какой-то из ее этапов ЕГЭ повлияет, но точно не на всю. Всегда есть возможность исправиться, попробовать еще раз. Ко мне приходили ученики, которые до этого дважды не могли сдать испытание, — ничего страшного с ними не произошло. Не сдались, собрались, поработали еще — и все получилось.