12.10.2020

Михаил Шолохов предсказал ростовчанину будущее, и тот стал хирургом

Журавлеву О.Г. будущему хирургу! — так своей рукой на титульном листе тома романа «Тихий Дон», выпущенного издательством «Советская Россия», написал...
  • Журавлеву О.Г. будущему хирургу! — так своей рукой на титульном листе тома романа «Тихий Дон», выпущенного издательством «Советская Россия», написал тогда еще студенту медицинского университета Олегу Журавлеву сам великий писатель Михаил Шолохов. Нобелевский лауреат разглядел в парне ту искру, которая позволяет состояться в этой невероятно сложной и одной из самых гуманных на земле профессии. Сейчас Олег Геннадьевич — хирург городской больницы скорой медицинской помощи Ростова-на-Дону.
  • ЛЮБИМЫЙ ЗЕМСКИЙ ДОКТОР

С писателем-легендой дружили родители Олега – простые сельские врачи из станицы Вешенской — Геннадий Никифорович и Клавдия Васильевна Журавлевы.

  • Мама и папа поженились, когда еще учились в Сталинградском (ныне Волгоградском) медуниверситете, — рассказал он «Комсомолке». — Отец – хирург, мать – инфекционист. Кстати, сразу после окончания университета моему папе довелось работать под руководством выдающегося профессора Г.А. Илизарова, изобретение которого — аппарат для сращивания костей при переломах – получил мировое признание и теперь широко применяется в травматологии и ортопедии. А потом родители приехали в отпуск на Дон и зашли в Вешенской в центральную районную больницу.

Там супруги узнали, что врачей не хватает. И в итоге остались там работать: возглавили каждый свое отделение по профилю.

  • Однажды отца вызвали к Михаилу Александровичу Шолохову, порезавшему руку, — продолжает собеседник. — Нужно было наложить швы. С тех пор между нашими семьями и завязалась дружба. Станичники — это ведь, знаете, всегда как одна большая семья. А Шолохов очень доверял отцу, обращался за консультациями по поводу здоровья своего и близких. Он называл его своим любимым «земским доктором».

КНИГА — НАШ ТАЛИСМАН

То, что хирургия его призвание, Олег понял еще со школы. Он часто бывал у отца в больнице. Помогал ему. Наблюдал, как тот проводил различные операции. Кстати, это направление в медицине своей стезей выбрали и два брата Олега — Сергей и Евгений. Все трое окончили Волгоградский медуниверситет. И верны профессии по сей день. Братья работают в Вешенской. А сам Олег Геннадьевич после окончания вуза пришел на работу в ту самую больницу, в которой трудится по сей день.

  • Каждому из нас своей рукой Шолохов оставил такой автограф на страницах томов «Тихого Дона», — признается доктор. — И эти книги с его напутствием мы храним как семейную реликвию, они — наш талисман. Знаете, в памяти навсегда остался и день, когда он написал нам эти слова, и сам Михаил Александрович, как очень искренний, светлый, открытый для людей и бесконечно преданный Донской земле человек.

ПЕРВЫЙ КОСМОНАВТ

Интересно, что и знаменитый космонавт Юрий Гагарин тоже не остался в стороне от земского доктора. Это было летом 1967 года, когда он по приглашению Шолохова приехал в Вешенскую. Тогда было объявлено, что он выступит пред станичниками на центральной площади. А чтобы воочию увидеть первого космонавта, люди съехались из соседних станиц и поселков. Запомнили эту встречу с Гагариным и братья Журавлевы. Еще и потому, что их отец оказывал врачебную помощь космонавту. Во время отдыха и рыбалки на берегу Дона в окрестностях Вешенской , первый космонавт порезал себе ногу о ракушку. Они у нас, как известно, острые, словно бритва. И скромный вешенский хирург Геннадий Журавлев обрабатывал и зашивал ему рану. Снимки Гагарина во время его визита на Дон облетели весь мир. Но этот эпизод с земским доктором остался «за скобками».

  • Помню, как Гагарин шел в свете прожекторов к трибуне. А мы все смотрели на него с искренним восхищением, — вспоминает Олег Геннадьевич.

ТЫСЯЧИ КИЛОМЕТРОВ ПО БОЛЬНИЧНЫМ КОРРИДОРАМ

Кстати, за 36 лет работы хирург Журавлев исходил тысячи километров по ее коридорам, прожил целые жизни в операционных. И уже не счесть пациентов, которых он спас и прооперировал.

  • Сын говорит, что со мной никуда невозможно пойти, — смеется Олег Геннадьевич.. Идем ли в парк, театр, на базар в магазин, выезжаем ли на природу, везде встречаются те, кого я оперировал или их родные. Обязательно подходят, здороваются, расспрашивают о жизни, говорят слова благодарности. Это – жизнь! И это, конечно, приятно.

Пожалуй, только сам хирург знает, сколько за эти годы было напряженных моментов в операционной, когда все зависело от мастерства хирурга, его чутких рук и Бога.

  • Конечно, есть такие пациенты, которые запомнились на всю жизнь- рассказывает хирург Журавлев. — Например, оперировал 91-летнюю бабушку. И, выписываясь, она мне говорит, что ей нужен больничный. Поскольку она в своем почетном возрасте продолжает трудиться – сторожем в детском садике. Вот какие у нас люди!

СПАСЕННЫХ ЖИЗНЕЙ НЕ СЧЕСТЬ!

Мы пытаемся вместе с Олегом Геннадьевичем подсчитать общий семейный стаж всех представителей его большой и дружной семьи, работающих в медицине. И цифры получаются внушительные — более 200 лет!

  • Только если сложить стаж родителей, получается 115 лет на двоих, — перечисляет он. — А у нас с братьями на троих получается – 117 лет стажа. Моя теща — стоматолог. Ей 83 года. До сих пор работает в Вешенской. Жена — окулист. Мои дети выбрали другую профессию. Но у брата Сергея дочь — тоже врач. А его сын — Геннадий, мой племянник, тоже работает в БСМП Ростова-на-Дону в отделении урологии. Жена Гены — Екатерина — врач ультразвуковой диагностики в одном из медцентров. Вместе с Геннадием в урологии у нас работает и зять брата Жени — Сергей. Вот и считайте…

Доктор признается, что никто из них статистики по спасенным жизням не ведет. А собраться вместе за одним столом удается только один день в году — 9 мая. Это не только день Великой Победы, но и день рождения отца. И в отчий дом в станице Вешенской съезжаются все Журавлевы. К слову, в этом году семья получила еще и почетное звание «Трудовая династия Дона».