«Кофе, вертолет и миллион долларов»: как в ростовской школе освобождали заложников 29 лет назад
Это был первый теракт с захватом заложников в новейшей истории нашей страны. Только сейчас тогдашний начальник УВД Ростовской области Михаил Фетисов (на фото), который предложил себя обменять на заложников, согласился рассказать то, что осталось за кадром.
КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
На дворе — 23 декабря 1993 года. Ученики 9-го класса ростовской школы № 25, что на площади Ленина, находились на уроке. Как вдруг в класс ворвались какие-то мужчины в черных масках с автоматами и приказали всем направляться к выходу. Поначалу никто из детей не испугался, даже хихикали. Подумали, что это розыгрыш. Ведь скоро Новый год. Вдруг кто-то решил вместо Дедов Морозов поиграть в бандитов…
Однако автоматная очередь, выпущенная одним из визитеров в потолок класса, ясно дала понять: не розыгрыш, а страшная реальность. Перепуганные ребята и их учительница направились к выходу из школы. Там их загнали в «ПАЗик», стоявший у самых дверей, и отвезли на задний двор школы. Оттуда и начались переговоры налетчиков с правоохранителями.
Надо сказать, что пока спускались из класса к выходу, некоторым ученикам удалось «затеряться» в коридорах и других помещениях школы. В итоге, в автобусе террористов оказались 16 человек — 15 учеников и учительница.
«НЕ ПОДХОДИ: ЗАСТРЕЛЮ!»
Я выехал на место, а там уже район оцепили сотрудники ГАИ. Возле школы стояли подчиненные, заместители. Из вводных: неизвестные ворвались в школу, захватили детей и учительницу, удерживают их в автобусе «ПАЗ», отъехавшим на спортивную площадку школы и требуют отвезти их в аэропорт, собираются улетать.
- Кто-то уже говорил со злоумышленниками? Какие требования они выдвигают? – помню, спросил я. — А в ответ услышал: «Нет. Они кричат, никого к себе не подпускают. Говорят, что будут стрелять».
Тогда Фетисов принимает решение отправиться к автобусу. - Подхожу. Из автобуса бандит кричит: «Не подходи, застрелю!». Я продолжаю идти. Спрашиваю его: «Для чего ты захватил детей? Что ты хочешь? — рассказывает генерал. И подошел к самому автобусу. Глаз наметан. Увидел, что водитель «ПАЗа» сидит ни жив ни мертв, опустил голову, вцепился в руль и боится пошевелиться. Значит: не из их банды (позже так и оказалось, — прим. авт.).
А тем временем окна «ПАЗика» были зашторены. Но Фетисов услышал доносящиеся из салона голоса детей. Бандит, почему-то назвавшийся «Казаком», заявил, что он и его сообщники якобы больны СПИДом и им необходимо лечение за границей.
Поэтому, чтобы улететь, требуют отвезти их на военный аэродром и предоставить борт. Якобы для лечения бандитов уже ждут где-то в другой стране… Тогда они отпустят заложников.
«МЫ ВСЕ БОЛЬНЫ СПИДОМ»
Фетисов вспоминает: главарь банды вел себя грубо и вызывающе. Очень нервничал, кричал. Говорил с акцентом. Постоянно грозился, что будет стрелять. Требовал исполнить его требования немедленно. Но генерал спокойно объяснил: вопрос очень сложный — нужно рассчитать, сколько требуется топлива до места назначения, обеспечить воздушный коридор, документы…
Михаил Григорьевич понимал, что время сейчас работает на оперативников. И нужно постараться потянуть его, постараться как можно больше выведать о личностях злоумышленников.
- Везите нас на военный аэродром! Там дальше будем разговаривать, — заявил бандит.
Генерал дал команду, везти этот «ПАЗик» на военный аэродром самым длинным маршрутом. Сопровождать его на самых низких скоростях. Нужно было тянуть время, чтобы подготовиться к дальнейшим событиям и попытаться на основе добытой информации установить личности бандитов, их родственников и знакомых.
В срочном порядке проверялись все милицейские учеты, картотеки, ростовские гостиницы, в которых накануне могли остановиться подозрительные приезжие. - По прибытию на военный аэродром, поставили «ПАЗ» на самую дальнюю стоянку. Подтянули туда наш СОБР. И продолжили переговоры, — вспоминает Михаил Фетисов.
ГЛАВАРЬ ПОТРЕБОВАЛ КОФЕ
Генерал снова твердым шагом направился к автобусу с заложниками. Фетисов предложил бандитам отпустить детей в обмен на то, что он и сотрудники из числа его коллег станут у них заложниками. Но главарь это предложение категорически отверг.
Бандиты разрешили принести детям воду, еду и теплые одеяла. Отпустили одну девочку, которая плохо себя чувствовала, и снова потребовали заправленный топливом новый вертолет. Главарь требовал себе кофе и заявлял, что якобы в одной из сумок у его сообщников находится бомба.
Личности злоумышленников установить не получалось. Уже потом, после их задержания, выяснится: главарем оказался ранее трижды судимый уроженец города Хасавюрт. В его банде были два студента из Ташкента и бывший штурман дальней авиации. Еще один участник помог им приобрести оружие. А другой сообщник должен был ждать всю «компанию» в условленном заранее месте высадки вертолета, которую главарь до последнего держал в тайне.
«НЕ ВОЛНУЙТЕСЬ, ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО!»
- Принимаем решение, какой брать вертолет, — продолжает генерал. — Принимать участие в операции вызываются два наших летчика – Валентин Падалка и Владимир Степанов. Запомнился мне очень последний — такой молодой, подтянутый, смелый. Сказал мне, «командир, не волнуйтесь, все будет хорошо».
Мы решили сделать в вертолете «закладку» с оружием и разместить там одного из наших СОБРовцев — для дальнейших действий по задержанию бандитов. Но от этого плана пришлось отказаться. Стало известно: в банде есть бывший вертолетчик, который прекрасно знает все потайные места на борту и мгновенно найдет, все, что мы там припрятали.
Фетисов вспоминает: первоначально было решено «снять» главаря и его приспешников снайперским выстрелом в момент, когда бандиты с заложниками будут из «ПАЗика» пересаживаться в вертолет. Но злодеи очень плотно подогнали автомобиль к вертолету и переходили в него, фактически, прикрываясь детьми. Риск был не оправдан. Генерал не стал отдавать приказ стрелять.
РАЗБРОСАЛ ДЕНЬГИ НАД АЭРОДРОМОМ МАХАЧКАЛЫ
Отпустив часть заложников, и сказав, что в вертолете им нужны два пилота, главарь и его сообщники улетели в Минеральные Воды. И уже там, в местном аэропорту, стали вести дальнейшие переговоры. Бандит потребовал выкуп у государства за находившихся в вертолете детей, учительницу и водителя автобуса — 10 миллионов долларов, которые ему в итоге привезли. Тогда террористы освободили оставшихся ребят и учительницу. После чего улетели.
По официальной версии, финальную точку высадки пилотам должен был указать штурман, который входил в банду. Но он якобы ошибся и неверно указал ее ростовским пилотам на карте. В результате, прилетели не туда.
Главарь планировал с деньгами высадиться в точке возле родного Хасавюрта, где его должен был ждать на машине сообщник. Но пилоты в итоге высадили бандитов в окрестностях Махачкалы. И указали правоохранителям точку высадки.
Двое из террористов были задержаны там. А сам главарь с еще одним сообщником — через несколько часов на окраине Махачкалы. При задержанных была обнаружена часть денег. Еще несколько сотен тысяч долларов — в вертолете. Часть главарь разбросал над аэропортом. Судьба еще 600 тысяч долларов так и осталась неизвестной.
Суд приговорил главаря банды к исключительной мере наказания — расстрелу, но потом заменил его на 15 лет лишения свободы. Его сообщники были осуждены на сроки от 11 до 15 лет. Бывший штурман скончался в колонии.
А вот пилоты Валентин Падалка и Владимир Степанов за проявленное мужество были удостоены звания «Героев России».