Как не уйти в виртуальную реальность насовсем: рассказывает ростовский психотерапевт
С приходом пандемии коронавируса привычная жизнь для многих ростовчан переместилась в сеть. А что? На первый взгляд, очень удобно: захотел что-то купить или поесть — открыл Интернет и заказал с доставкой на дом. Почитать, посмотреть, поспорить. Да и общаться с людьми вполне можно, выражая эмоции смайликами.
Об обратной стороне виртуальной жизни поговорили с главным внештатным психотерапевтом донского минздрава Сергеем Выгонским.
ГРАНИ РЕАЛЬНОСТИ СТИРАЮТСЯ
- Технологический прорыв и уход в виртуальную реальность осуществляется активно уже где-то год-два, — говорит специалист. — И на сегодняшний день, когда у большинства людей есть гаджеты, общение и получение информации ушло в Интернет.
Условия изоляции во время ноябрьских каникул только усилили эту ситуацию. Более того, есть определенные исследовательские структуры, которые просчитывают и осуществляют технологический прорыв. - Так мы видим, что торговля перемещается в Интернет, электронные книги вытесняют бумажные, видео в сети, телевидение и т.д., — продолжает собеседник. — Весь процесс идет к тому, чтобы виртуальная действительность преобладала над реальной. И это имеет отрицательные психологические моменты.
По словам психотерапевта, главный из них связан с тем, что человек перестает ощущать реальность своего существования и окружающих. Он фактически привыкает к тому, что видит картинку, которая все время улучшается в качестве. - Мы идем к тому, что в ближайшее время будут созданы устройства, при которых человек будет видеть не просто плоскую картинку, а картинку, которая будет почти полностью передавать окружающую реальность, — добавляет Сергей Иванович. — И такое смешение чувства реальности приводит к целому ряду эффектов. Например, люди в Интернете активно используют свою анонимность. Это, в свою очередь, приводит к агрессии, а еще появляется зависимость и многое другое.
ОГРАНИЧИТЬ ВРЕМЯ И НАЙТИ АЛЬТЕРНАТИВУ
Избавиться от зависимости — по словам специалиста, большой и трудный процесс. Это очень хорошо можно проследить на детях школьного и дошкольного возраста. Они практически не читают книг, а подавляющее большинство времени проводят либо за смартфоном, либо за ноутбуком, либо за планшетом.
- Главная мера — контролировать время. Надо понимать, что, кроме Интернета, существует природа, есть живое общение с людьми, есть, в конце концов, спорт, — советует Сергей Иванович.
Психотерапевт считает, что, кроме временного лимита нахождения в сети, также нужно найти интересные развивающие занятия и не только для детей и подростков, но даже для взрослых. - Ведь развитие человека продолжается до глубокой старости, — поясняет психотерапевт. — Поэтому любые занятия, связанные не с Интернетом, а с развитием, и являются той самой альтернативой.
Однако в виртуальной жизни есть и плюсы, уверен специалист. С одной стороны, она больше влияет на интровертов и усугубляет их уход в себя, но с другой — единение с собой создает определенные условия, при которых человек раскрывает свои творческие стороны. - Интернет — огромный источник информации. Поэтому он может позитивно влиять на развитие, — объяснил свою точку зрения Сергей Выгонский. — Например, можно найти видеосеминары или курсы, где рассказывают о творчестве и искусстве. Также там можно отыскать единомышленников, которые территориально находятся достаточно далеко. Есть различные творческие сообщества, в которые входят люди со всей страны, а также из русскоязычных стран. И эти группы позволяют развивать свои способности. Еще одним плюсом Интернета является возможность работать дистанционно.